Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-29
Читает и комментирует священник Дмитрий БарицкийКак определить, кто войдёт в Царство Небесное, а кто погибнет? Ответ на этот животрепещущий вопрос находим в отрывке из 13-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
«Господи, неужели мало спасающихся?» — спрашивают люди Иисуса Христа. То есть неужели так мало тех, кто войдёт в Небесное Царство, о котором Ты проповедуешь? Откуда такой вопрос? Дело в том, что Спасителя слушали в основном иудеи. То есть те, кого с детства приучали к мысли о том, что полноценно Бог спасёт лишь израильский народ. И вот приходит Господь и говорит, что принадлежность к еврейской нации не гарантирует никакого спасения автоматически. Для спасения помимо обрезания и соблюдения ритуальных правил необходимо ещё что-то. Из этого слушатели Иисуса делают вывод: с Богом будет только совсем небольшая горстка людей. И они просят Христа подтвердить эти выводы.
Однако ответ Спасителя нарушает их ожидания. Он не говорит: «да, спасётся меньшинство. Многие пойдут в ад». Напротив, из Его слов следует, что в Царство придёт очень много людей. Причём придут те, кто, по логике иудеев, там быть не мог по определению. «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием», — говорит Христос. То есть придут все народы, которых вы считаете языческими и недостойными. Но важно даже не это. Важно то, что Своим ответом Господь призывает иудеев прекратить размышления в этом направлении. Он призывает их сосредоточить внимание на самих себе. «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата», — призывает Он. Другими словами, если они не займутся собой, то окажутся вне Царства. И не спасёт даже то, что они лично общались со Христом во время Его земной жизни.
Логика, которую демонстрируют собеседники Спасителя, в крови у каждого из нас. С детства мы привыкли выяснять, кто лучше, кто хуже, кто сильнее, кто слабее, кто первый, кто последний, кто прав, кто виноват, кто свой, кто чужой. Нас хлебом не корми, но дай поставить оценку. Это происходит рефлекторно. И часто это, безусловно, полезный навык. Он помогает нам ориентироваться и действовать в этом мире. Однако где-то, в какой-то момент в этой цепочке мыслительных операций происходит сбой. Мы начинаем чрезмерно увлекаться своими рассуждениями и переносим эту логику на всю жизнь во всех её проявлениях. Мы лезем с этой логикой в духовные области. Мы от всего сердца верим в эту логику.
Так работает наша греховность, наша нездоровая самость. Ей не знакомо такое понятие, как доверие Творцу. А потому она не терпит неизвестности и неопределённости. Ей всегда подавай конкретику. Иначе она страдает. А когда я на каждую вещь повесил ярлычок, я оказываюсь в знакомом пространстве и мне становится легче. У меня вроде как всё под контролем. Я сам царь и бог в этом мирке. Кроме того, наша самость не любит ничего менять. Ей нравится неподвижность и статика. Как хрюшке, которая лежит в тёплой луже. А когда я объяснил себе, кто прав, кто виноват, я как бы сказал: ну, видишь, у тебя по сравнению с другими всё не так уж и плохо. Это им, а не тебе, надо что-то менять в своей жизни.
Христос видит эту нашу болезнь. А потому раз за разом Он доводит до всех нас одну простую мысль: трезвитесь и бодрствуйте, познавайте себя, начинайте с себя, занимайтесь собой. А именно: ищите волю Бога, служите людям. В противном случае вы сами себя ставите вне Моего Царства. Для нас это должно стать практической рекомендацией. Как только начинаем выяснять, кто прав, кто виноват, кто спасётся, кто погибнет, — это первый признак того, что у нас приступ болезни. В такие моменты скажем себе: все вокруг спасаются, лишь один я погибаю. После обратимся к Богу с молитвой о здравомыслии и попросим показать, как именно мы можем исполнить Его волю и послужить тем, кто нас окружает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов






