Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 5-7,10-11,20-24
Читает и комментирует священник Дмитрий БарицкийИногда хочется задать себе вопрос, почему авторы Священного Писания порой чрезмерно сгущают краски, когда описывают реальную жизнь? Почему они так категоричны в оценке поведения людей? Почему предъявляют такие строгие требования к их быту и нравам? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 21-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Здание Иерусалимского храма было величественным. Согласно письменным историческим памятникам, а также археологическим свидетельствам, это было монументальное сооружение. Построен храм был ещё в 6 веке до Р.Х. Однако в 1 в. после рождения Спасителя он пережил грандиозную реставрацию. Печально известный Ирод Великий потратил много сил, времени и средств, чтобы превратить храм Единому Богу в ещё одно чудо света. Реконструкция продолжалась и после него и длилась более полувека. В результате в иудейском Талмуде читаем: «тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания». А древнееврейский историк Иосиф Флавий так писал о нём: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».
Ученики Спасителя потрясены увиденным. Мало того, что большую часть своей жизни они провели в провинциальной Галилее. Не каждая столица древнего мира могла похвастаться таким великолепием. К тому же постройка была связана с истинной религией. И напоминала им о величие Творца. Однако у Спасителя совсем иная реакция. Он видит этот мир иначе. То, что вдохновляет Его учеников, не вызывает у Него никакого восторга. Только печаль и скорбь. Он словно видит изнанку происходящего. Он видит, что всего этого уже нет. И образ величественного храма для Него — это скорее образ громадного духовного фиаско всего еврейского народа. Именно это видение жизни Христос пытается передать и Своим ученикам. Причём не только в этом эпизоде. Но и во многим других обстоятельствах, о которых нам сообщает Евангелие.
Способность так смотреть на жизнь Господь призывает развивать каждого из нас. Эта способность не имеет ничего общего с мрачным и депрессивным восприятием реальности. Здесь также нет ни капли безысходности и фатализма. Скорее, это побочный эффект особого духовного дарования — умения видеть настоящую красоту, красоту духовного мира. Говорят, что люди с идеальным слухом, мгновенно распознают, когда кто-то фальшиво исполняет музыкальное произведение. Порой некоторые из них воспринимают это так близко к сердцу, что даже не ходят на концерты. Вот так и тот, кто обладает духовной проницательностью, неизбежно будет чувствовать фальшь там, где многие её и не заметят. Возможно, в некоторых ситуациях, там, где обыкновенные люди чувствуют себя нормально, он будет испытывать своего рода внутренний дискомфорт. Однако именно благодаря этой тонкой настройке души он и может отделять истинное от ложного, временное от вечного, наносное от подлинного. Не увлекаться теми образами, которые на время поражают наше воображение и будоражат чувства, не отвлекаться на них, но держаться главного — того пути, который единственно ведёт человека в Небесное Царство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов






