На Фритьофа Нансена — норвежского зоолога, океанографа, путешественника и полярного исследователя — в начале ХХ века хотели быть похожими мальчишки во всём мире. Отважный, сильный, целеустремлённый, он бороздил просторы Северного Ледовитого океана, прошёл на лыжах через ледники Гренландии, приблизился к Северному Полюсу Земли. Но главным своим достижением Нансен считал не это. Путешественник утверждал: лучшее, что ему довелось делать в жизни — это помогать людям.
Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 года в Норвегии, в местечке Стурё-Фрён под городом Осло, который в то время носил название Христиания. Уже в два года мальчик встал на лыжи. А в шестнадцать поставил мировой рекорд по лыжным гонкам на дистанцию в одну милю. В школе Фритьоф преуспевал в естественнонаучных дисциплинах — биологии, химии, физике, географии. В 1880-м Нансен поступил в Университет Христиании на зоологический факультет. Изучал биологию тюленей. В 1882 году он отправился в свою первую экспедицию по Северному Ледовитому океану на шхуне «Викинг» — наблюдать за животными в их естественной среде. Это плавание определило будущие интересы Нансена. Ему захотелось исследовать полярные земли. В 1888-м Нансен с командой единомышленников совершил первый в мире лыжный переход длиною в 470 километров через так называемый «ледяной щит» Гренландии. На лёгкой парусно-моторной шхуне «Фрам» в 1893-м Нансен отправился к Северному Полюсу. Достичь его не удалось из-за суровых погодных условий. Однако путешественник подошёл к самой северной точке планеты намного ближе своих предшественников. Разумеется, все эти опасные экспедиции Нансен совершал не ради славы. Из каждого путешествия он привозил уникальный научный материал. За свои полярные исследования Фритьоф Нансен был удостоен многих государственных наград. В 1913 году он с разрешения российских властей совершил путешествие по Сибири. Впечатлениям и подробностям этой поездки он посвятил книгу — «В стране будущего». А в 1921-м вновь вернулся в Россию. Уже не как путешественник, а как человек, который не мог оставаться равнодушным к тяжёлому бедствию, постигшему тогда страну — неурожаю и голоду.
Нансен побывал в Поволжье — оно особенно страдало от голода. Своими глазами увидел людей, которые едва держались на ногах. Фритьоф Нансен обратился за поддержкой к Лиге Наций — международной организации, выступающей за содействие миру и благополучию во всех странах. Путешественник призывал: «В Канаде такой урожай, что она могла бы выделить зерна втрое больше, чем необходимо. В США излишки пшеницы гниют у фермеров. В Аргентине столько кукурузы, что ею топят паровозы. А между тем рядом с нами миллионам людей угрожает голодная смерть». Однако в Лиге Наций Нансену отказали. Сочли, что сотрудничать со «страной Советов» неприемлемо даже в условиях гуманитарной катастрофы. Нансен просил забыть на время о политике. Но его так и не услышали. Тогда путешественник собственными силами организовал Международный комитет помощи России. И со всего света хлынули частные пожертвования голодающим. На эти деньги закупили тысячи вагонов с продовольствием и лекарствами. В Поволжье заработали передвижные столовые и медпункты, детские приюты. 7 миллионов человек были спасены от голодной смерти.
Вместе с помощью голодающим Поволжья Нансен занимался проблемами военнопленных из стран-участниц Первой мировой войны. А ещё помогал тем, кто оказался в вынужденной эмиграции — прежде всего, беженцам из СССР. Ни у тех, ни у других зачастую не имелось документов, в чужих странах они были бесправными. Специально для них Нансен разработал и утвердил на международном уровне особую бумагу, которая удостоверяла личность и давала возможность работать и жить на законных основаниях. В народе удостоверения называли «нансеновскими паспортами». Они помогли легализоваться почти полумиллиону человек. За эту деятельность в 1922 году Фритьоф Нансен получил Нобелевскую премию мира. Потратил он её на открытие научно-исследовательских сельскохозяйственных станций в России. Чтобы голод ей больше не грозил. «Я верю в великое будущее России, — писал Нансен в книге „Россия и мир“. — И считаю, что в недалёком времени именно Россия принесёт Европе духовное обновление».
Все выпуски программы Жизнь как служение
10 декабря. О добрых делах

В 5-йглаве 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Добрые дела Явны; а если и не таковы, скрыться не могут».
О мотивации доброделания — протоиерей Максим Первозванский.
Господь нам однозначно говорит, что мы должны наши добрые дела делать не на показ. Мы должны это делать не для того, чтобы получить похвалу от людей, а для того, чтобы получить похвалу от Господа. И сам апостол Павел тоже об этом говорит в разных местах неоднократно.
Здесь же апостол имеет в виду, что Господь Сам сделает явными наши дела, и противоречия никакого нет, поскольку Сам Господь упоминает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И поэтому не стоит выпячивать свои добрые дела самостоятельно и повторять, когда вдруг нам выпадает счастье сделать что-то доброе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»

Сегодня 10 декабря. Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — протоиерей Василий Гелеван.
Название этой иконы восходит к строчке из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя: Еммануил». Еммануил, напомним, на русский переводится как «с нами Бог». И Еммануилом мы называем Младенца Христа. Значит, здесь пророчество о Рождестве Христовом.
Наиболее известные в России иконы такого типа все имеют географическую привязку: Новгородская, Курская, Царскосельская, Корчемная, Павловская, Верхнетагильская икона и так далее. Вот все эти иконы «Знамение» похожи внешне, потому что на каждой мы встречаем поясное изображение Богородицы и в области живота круг, как чрево непраздной женщины, и внутри этого круга — Младенец, Господь Еммануил.
Икона «Знамение» Новгородская, которую мы чтим именно сегодня, имеет некоторые свои иконографические особенности. По четырём углам возле Божией Матери располагаются святые: великомученик Георгий Победоносец, мученик Иаков Персиянин, преподобные Пётр, Онуфрий Афонский. Важно ещё подчеркнуть, что когда мы молимся, мы молимся не иконе, а самой изображённой на иконе Богородице. И в молитве к иконе «Знамение» отражено событие 1170 года. Она составлена в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Новгород.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О правах человека в Ветхом и Новом заветах
Сегодня 10 декабря. Международный день прав человека.
О правах человека в Ветхом и Новом заветах — протоиерей Михаил Самохин.
Несмотря на то, что светский гуманизм претендует на монополию в формулировании и интерпретации теории прав человека, основы, предопределившие появление самой идеи неотъемлемых прав любого из нас, имеют библейские, христианские корни. Разберём основные категории достоинства человека.
Библия учит, что человек создан по образу и подобию Божию, что наделяет каждого человека неотъемлемым достоинством. Справедливость и правосудие. Многие книги Ветхого Завета, включая законы, данные Моисею, подчеркивают необходимость справедливого отношения ко всем людям, особенно к обездоленным и уязвимым.
Заповедь любви к ближнему. Господь и Спаситель Христос учил, что самая важная заповедь — «любить ближнего своего, как самого себя». Это подразумевает уважение к правам и потребностям других людей.
Право на жизнь и свободу. Библия содержит заповедь «Не убей», которая является основой для защиты права на жизнь. Также в ней есть положения, защищающие свободу и достоинство личности.
К сожалению, очень часто в число прав человека сейчас записывают право на богохульство и даже богоборчество. Право на разврат и нарушение заповедей. Это типичный пример того, как благой дар Бога человеку используется им против самого себя, становясь поводом ко греху.
На самом деле, любое право и любой закон, чтобы иметь силу, должен опираться на авторитет. Единственный такой бесспорный авторитет — Сам Господь, Который и вынесет Свой суд о том, как мы пользовались своими правами, исполняли обязанности и реализовали возможности.
Все выпуски программы Актуальная тема











