Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 9-13
Читает и комментирует священник Антоний БорисовФранцузский писатель Виктор Гюго заметил однажды: «Презрение — это пощёчина на расстоянии». Презрение, направленное в наш адрес, действительно приносит боль, поскольку заставляет ощутить себя каким-то недочеловеком. И нет более действенного способа оттолкнуть от себя человека, чем выразить к нему упомянутое презрение. Подтверждение этому мы находим в отрывке из 9-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Итак, Христос призывает в число Своих учеников мытаря Матфея. Что было, надо сказать, очень смелым, почти скандальным по тем временам поступком. Большинство иудеев того времени считало мытарей национальными предателями, пособниками оккупантов. Ведь мытари, то есть сборщики налогов, не просто собирали подати для пополнения казны Римской империи, но и приплюсовывали к налогам свою премию. Зарплаты от государства у них не было. И получается, что мытари ещё и, в каком-то понимании, обкрадывали своих граждан.
И вот Христос делает апостолом мытаря. Возникает вопрос — для чего? Чтобы позлить фарисеев, ненавидевших Рим? Нет, конечно. Спаситель всегда смотрел преимущественно на внутреннее устроение человека и в меньшей степени на какие-то внешние вещи. Заглянув в сердце Матфея, Христос увидел жажду изменения, молчаливую просьбу к Богу о возможности переустроить жизнь. И вот такой шанс появляется.
Господь живой и милостивый приходит к Матфею, которому опостылела его позорная работа. Будь на месте Христа какой-то законник, он бы и не посмотрел на мытаря, но в том и дело, что Спаситель руководствовался совершенно иной логикой. И презрение Сыну Божьему свойственно не было. Он умел Сам и других учил мудрости отличать человека от тех ошибок, что он совершает.
Матфей почувствовал это уважение, любовь, милость, уцепился за них и смог сбросить с себя ношу греха. Увидев, что произошло с Матфеем, ко Христу потянулись другие мытари. Интересно, что Спаситель ведь не призывал их к увольнению, к революции. Он просто стал говорить с ними по-человечески, без презрения и самопревозношения. Сын Божий разделил трапезу с этими людьми, чья совесть оказалась истерзана сомнительными компромиссами. И мы видим самое настоящее чудо.
Благодаря Сыну Божьему, мытари вспомнили о своём достоинстве. И если не ушли с работы, то точно перестали обирать соотечественников. Надо сказать, израильские законники поведением Христа были возмущены, но получили от Него убедительную отповедь. Смысл которой был выражен так: «милости прошу, а не жертвы». Здесь речь идёт не только о том, что любовь важнее всех ветхозаветных жертвоприношений, но и о том, что не следует судить человека по себе, делать себя мерилом для оценки поведения, состояния ближнего.
Конечно, есть какие-то объективные представления о нравственной норме. Но никто не даёт нам права горделиво, с презрением рассуждать о чьём-то недостоинстве, выявленном при сравнении с нашим якобы эталонным поведением и состоянием. Христос в завершение Своей отповеди сказал, что пришёл для исцеления не здоровых, но больных. Об этом тоже важно помнить. Слова Спасителя не означают, что Рай находится ближе к тем, кто болен грехами. Нет. Но он точно ближе к тем, кто в Боге нуждается, Его ищет, а не считает себя настолько совершенным, что позволяет себе презирать окружающих. Сердце, заражённое презрением, Христос никогда не посетит.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов






