Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 9-16. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 9-16

Ин., 36 зач., X, 9-16 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

В конце 19-го века очень популярной была идея о необходимости найти и описать так называемого «исторического Иисуса». Сторонники этого стремления полагали, что в Евангелии изображён не настоящий Иисус из Назарета, а мифический Христос-Спаситель, не имеющий к исторической реальности никакого отношения. Давайте послушаем отрывок из 10-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня во время богослужения, чтобы убедиться в несостоятельности указанной теории.

Глава 10.

09 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Сторонники теории существования «исторического Иисуса» описывали Его преимущественно как странствующего учителя, морализатора, сторонника возвышенной нравственности, но не имеющего отношения ни к Божественному, ни к чудесному. Потому все, так сказать, сверхъестественные события из евангельского повествования усердно вычёркивались, оставались же там только поучения. Но, на самом деле, даже в них — проповедях и притчах Христовых — предельно ощутимым является свидетельство Господа Иисуса о Себе как о Сыне Божием.

Прозвучавший отрывок из Евангелия от Иоанна исключением не является. Спаситель здесь прямо свидетельствует, что Он и есть обещанный Богом через ветхозаветных пророков Мессия. Иисус из Назарета — новый царь древнего Израиля, а также его новый первосвященник и предводитель. Такие выводы можно сделать на основании образов, которые Христос использует в услышанном нами тексте.

Он называет себя дверью, ведущей в овчарню Божию, и пастырем, чьим поручением является пасти овец Господних. Так в древности служение Христа не только описывали ветхозаветные пророки, но и сами уже отчасти осуществляли это служение — заботились о народе еврейском и оберегали его от различных опасностей. Так поступал, в первую очередь, пророк Моисей, выведший иудеев из египетского плена и доведший их до земли обетованной. Моисей, подобно пастуху, не дал пастве народа Божия разбрестись, погибнуть в синайской пустыне. Дар Христа оказался больше и важнее.

Ведь речь шла не о даровании какой-то территории, но о воссоединении земли и неба, преодолении печальных последствий грехопадения прародителей. Однако ценой этого, как выражаются древние христианские авторы, бракосочетания Бога и человечества была искупительная жертва Христова — Его смерть и славное воскресение из мёртвых. Она (эта жертва) стала тем предельным отличием служения Господа Иисуса от действий ветхозаветных пророков и других религиозных учителей. Никому из людей не под силу было вернуть человечеству Рай. Сделать это смог только Бог, ставший человеком.

Потому евангельский Христос и есть, на самом деле, самый настоящий исторический Иисус. Чудеса — не выдумка, воскресение — не миф. Это историческая, правдивая реальность, имеющая в основании совершенную любовь Бога к людям. Любовь, которую не может отменить никакой скептически настроенный ум, потому что Христос продолжает действовать в нашем мире, привлекая в Свою паству всё новых и новых людей. Или как говорит Сам Спаситель в прозвучавшем отрывке: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».

Однако при всей своей величественности искупительная жертва Христова не отменяет человеческой свободы. Сын Божий не делает нас заложниками проявленной любви, но желает, чтобы мы откликнулись на неё свободно и осознанно. Потому что стать частью паствы Христовой насильно невозможно. Войти в ограду нового народа Божия можно, только став искренним и благодарным учеником не выдуманного псевдоисторического, а реального евангельского Господа Иисуса.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!