Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 25-35
Читает и комментирует священник Антоний БорисовТак уж устроен человек, что слышит часто только то, что его цепляет, задевает, лишает покоя, заставляя думать. Христос, зная эту особенность человеческой природы, бывало, в хорошем смысле провоцировал слушателей, предлагая им поучения, вызывавшие недоумение, даже смущение. Но всё это делалось для того, чтобы достучаться до сердец людей. В таком контексте и нужно понимать отрывок из 14-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Перед тем, как приступить к разбору прозвучавшего отрывка, важно понять ещё одну особенность исторического контекста услышанного нами евангельского эпизода. Христос проповедует в Иерусалиме в, что называется, «жаркие» дни. Сын Божий приходит в столицу Иудеи накануне еврейской Пасхи, когда население города увеличивалось в разы за счёт многочисленных паломников. Вместе с простыми иудеями Иерусалим посещали и различные проповедники, учители-раввины, старавшиеся привлечь к себе публику различными поучениями. Во время пасхальных торжеств на перекрёстках Иерусалима стояли самые разные религиозные ораторы, желавшие прославиться, расширить число поклонников.
Христу, конечно же, поклонение толпы было не нужно. Он от этого суетного ажиотажа бежал. Но вместе с тем, Спаситель не отказывался от проповеди, а потому вынужденно конкурировал с иудейскими проповедниками. Раввины, конечно, не могли соперничать в мудрости с Сыном Божиим, но Ему необходимо было прокричаться сквозь окружавший Его шум, сделать так, чтобы Его услышали. Потому Христос и использует довольно смелые образы и острые формулировки. Судите сами — Сын Божий призывает слушателей возненавидеть ближайших родственников. А ещё и согласиться на несение креста — орудия страшной казни, предназначенной для бунтовщиков против Римской империи. Что же имеет в виду Спаситель? Речь точно не идёт о каком-то сектантстве или революционной пропаганде. Христос утверждает иное.
Библейский глагол «ненавидеть» не означает наличие озлобленности, нежелания общаться. В данном случае говорится о свободе, отказе от превращения близкого человека в идола. А для религиозного контекста Иудеи важно было и следующее — кровное родство не должно становиться оправданием для деления людей на правильных и неправильных. Все люди — Божьи. Но никто из людей не может занимать место Господа. Крест же Христом упоминается в пророческом смысле — Сын Божий предсказывает и Свою гибель, и те испытания, что придётся нести верным Ему ученикам.
Потому и призывает Он слушателей заранее испытать, прочувствовать свои силы. В этом и состоит смысл двух притчей — о строительстве башни и царе, готовящемся к войне. Лучше сразу понять, на что ты реально готов, чем потом с горечью и позором отступить. И Христос просит, прежде всего, апостолов не очаровываться ложными представлениями о Царстве Мессии, которое якобы появится на земле, а они — апостолы — займут там высокие должности. Нет. Всё совсем не так. Господь, конечно же, не только на словах поддерживает верных Ему людей, но меркантильно требовать от Отца Небесного барышей за исполнение заповедей — не дело.
И Спаситель призывает учеников хранить свободу сердца, не быть пленниками материального, но всё имеющееся использовать для служения Богу. Только в этом случае и получится ощутить настоящую радость веры — радость от того, что ты делишься благодатью Божией, а её становится только больше. А вот если будешь жадничать, прятать, сберегать для себя, то превратишься в протухшую, испорченную соль, которую остаётся только выбросить. Вот и христианин, отказавшийся от своего призвания, променявший сопричастность Богу на что-то временное, просто потеряет себя, а вместе с этим и Царства Христова не достигнет.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов






