Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 12-15. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 12-15

Лк., 75 зач., XIV, 12-15 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Некоторые явления настолько близко находятся друг ко другу, что в какой-то момент становятся как будто взаимозаменяемыми. Речь в данном случае идёт о вере и религии. Для стороннего наблюдателя это даже не синонимы, а почти идентичные вещи. Но не всё так просто. И евангельский текст, а именно — отрывок из 14-й главы Евангелия от Луки, что читается сегодня утром во время богослужения, — это доказывает. Давайте послушаем.

Глава 14.

12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,

14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Сразу же хотелось бы отметить — для Господа Иисуса Христа вера и религия не были чем-то абсолютно одинаковым. Более того, в ряде случаев Христос прямо противопоставлял веру и религию. Прежде всего, тогда, когда религиозная традиция служила средством оправдания различных преступлений. И, собственно, что скрывать? Оппоненты и критики Спасителя — фарисеи и саддукеи — были по-своему очень религиозными людьми. Саддукеи и вовсе имели отношение к духовенству Иерусалимского храма. Однако их религиозность не только не помешала им организовать заговор против Христа, но даже поощряла эту их коварную и бессовестную деятельность.

Спаситель же, указывая на неправоту Своих преследователей, тем не менее, религиозную традицию Ветхого Завета не отменял и не отрицал. Более того, Он постоянно указывал, настаивал, что пришёл на землю не упразднить закон Моисея, но исполнить (то есть дополнить, довести до совершенства) древнюю иудейскую религиозность. Вернуть ей изначальный, незамутнённый многочисленными комментариями и толкованиями смысл, который состоял преимущественно в исполнении двух вещей — проявлении любви к Богу через служение любви к ближнему. А ближними для Христа были все люди, оказавшиеся рядом с Ним здесь и сейчас.

В услышанном нами эпизоде таким ближним стал, внимание, фарисей, то есть представитель ветхозаветной религиозной элиты, знаток закона и щепетильный исполнитель многочисленных обрядов, правил. Христос, понимая, что идёт в гости совсем не ко другу, тем не менее, отзывается на приглашение. Потому что Он даже враждебно настроенным к Себе людям давал шанс покаяться — осознать ошибки, принять истину и переустроить жизнь. Так Господь Иисус демонстрировал Свою веру — веру в человека, отвергая какую-либо религиозную брезгливость. Кстати, кто-то из фарисеев этой щедрой открытостью Христа воспользовался — например, Никодим и Иосиф Аримафейский впоследствии стали апостолами Христовыми.

Но вернёмся к прозвучавшему отрывку. В гостях у законника иудейского Спаситель совершил чудо — исцелил от водянки какого-то человека. Описание данного чуда осталось за границами сегодняшнего текста, но мы слышали — трапеза проходила в субботу, день покоя, когда и чудеса, с точки зрения фарисеев, творить было нельзя. Но Христос показывает любовь выше обрядовых запретов, а сама заповедь о почитании священного дня была фарисеями искажена. Господь не пассивности и безволия просил от ветхозаветных иудеев, а переключения с собственных дел на чужие нужды, Спаситель призывал к открытости и жертвенности. Но искажённая религиозность в данном случае затмила настоящую веру.

И Христос расставляет всё на свои места — исцеляет страдающего, а затем обращается к хозяину дома с наставлением, прося его, чтобы он не смотрел на статус своих гостей, а принимал, кормил тех, чья жизнь лишена счастья. Фарисеи полагали, что праведниками можно считать только состоятельных и здоровых людей. Дескать, материальное благополучие и здоровье — отличительный признак благочестивого человека. А если ты беден и болен, значит, тебя Бог наказал за грехи. И нечего тебе, соответственно, делать в доме благочестивого фарисея. Но Христос просит и хозяина дома, и нас с вами не судить поспешно, да и вообще — суд отдавать Господу. А самим заботиться, прежде всего, о том, чтобы никакая лукавая религиозность не стала препятствием на пути настоящих веры и любви.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!