Сегодня 13 ноября. Международный день слепых.
О милосердии к людям, лишённым зрения — священник Алексей Дудин.
Много даров дал Бог человеку, и среди этих даров есть главные — зрение, слух, обоняние, осязание, потому что через эти чувства мы познаём мир, мы видим, что Бог благ. И когда у нас есть возможность видеть красоту Божиего мира, то у нас есть как бы возможность видеть через этот мир Евангелие, благовествующее о том, что наш Бог есть любящий Отец.
И как же тяжело бывает, когда человек лишается этой возможности, как тяжело бывает такому человеку вновь обрести себя в мире, почувствовать любовь Божию, почувствовать полноту бытия. И здесь, конечно, необходима наша помощь.
Заботиться о слепых — это наша святая христианская обязанность. Это дело милосердия, это то дело, за которое Господь обещал и нас самих помиловать. Ведь когда мы заботимся о наших ближних, мы заботимся о Самом Творце.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 ноября. О пренебрежении древними иудеями заповедями Божьими ради заповедей человеческих

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О пренебрежении древними иудеями заповедями Божьими ради заповедей человеческих — священник Захарий Савельев.
Иудейские законы были связаны с тем, чтобы человека поставить в такие рамки сохранения национальной традиции. Действительно, заповеди Божии и всё-таки заповеди старцев, по словам Спасителя, отличаются. Господь даёт заповеди, которые устанавливают здравую духовную жизнь. Иудейские традиции связаны всё-таки больше с подчёркиванием своей преемственности от отцов.
И самое главное, конечно же, с внешней чистотой. Мыть руки полезно, но мыть руки после того, как ты посидел на лавке, или протирать эту лавку — это не относится к тем отношениям, которые устанавливаются между Богом и человеком. Это не относится непосредственно к таким вещам. Это другие принципы жизни.
И, в общем-то, Господь приходит и эти заповеди нарушает. Эти заповеди человеческие. Когда его ученики растирают колосья между рук и едят, ученики не нарушают заповедь Божию. И сам Бог, в общем-то, присутствуя с ними, подчёркивает, что это не есть плохо.
Но с точки зрения иудейских старцев, это неблагочестиво и это грешно. Но при этом заповедь Божия не нарушается. Но когда человек ставит заповедь человеческую выше заповеди Божией, это плохо.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 ноября. О доброделании

Сегодня 13 ноября. Всемирный день доброты.
О доброделании — священник Николай Конюхов.
Преподобный Антоний Великий как-то сказал, что начало духовной жизни есть доброта. То есть мы думаем, что начало духовной жизни есть исполнение молитвенного правила. Или то, что мы начнём в храм ходить. Или ещё что-то. Но это важные вещи и правильные, но это не начало духовной жизни. Начинается всё именно с доброты.
Более того, если даже я горы переставляю, по слову апостола, или совершаю какие-то чудеса, а любви не имею, то я как медь звенящая или кимвал звучащий. То есть я просто звенящая пустота, потому что форма без содержания, как Христос говорил, — это гробы накрашенные.
И чтобы не быть таким гробом накрашенным, нам безусловно важна эта христианская добродетель — доброта, которая проявляется не только в том, что мы всем улыбаемся и говорим добрые слова, но в первую очередь это проявляется в поступках, когда мы, в чём-то даже себе отказывая, где-то ущемляя свои интересы, проявляем любовь и милосердие к нашим ближним.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 122. Богослужебные чтения
Помню, как в детстве я с замиранием сердца смотрел на стройку соседнего многоквартирного дома. Раций тогда на стройке не было, и команды отдавались главным образом руками. Крановщик очень внимательно следил за каждым движением бригадира: ведь от его действий зависел не только успех стройки, но и что куда важнее —безопасность человеческих жизней!
В 122-м псалме, который сегодня читается в храмах за богослужением, обыгрывается именно такая же метафора — только, конечно, не столь обусловленная современными строительными технологиями. Давайте послушаем.
Псалом 122.
Песнь восхождения.
1 К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!
2 Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас.
3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением;
4 довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничиже́нием от гордых.
Псалмопевец говорит о том, что его глаза обращены к Богу с таким же вниманием и ответственностью, как глаза рабов обращены к рукам их хозяина — которыми он отдаёт им определённые команды. В античном мире хозяин часто подавал слугам немые сигналы рукой — приглашение, приказ, наградной жест; задача слуги — ловить движения руки, не отрывая взгляда. Ну или в нашем случае — именно через внимание осуществляется коммуникация между крановщиком и бригадиром строителей.
Куда же должно быть устремлено наше внимание прежде всего? Святитель Феофан Затворник в своих трудах постоянно говорит о том, что главный «фокус» нашего внимания — это наше сердце. «Стояние умом и сердцем перед Лицом Господа» — это и есть молитва как таковая, даже если всё это происходит без произнесения слов. Внимательное наблюдение за всем, что происходит внутри, как откликается сердце на входящие извне помыслы, изнутри рождающиеся мысли, приходящие события жизни — это самое устойчивое внутреннее состояние души, в котором чем дольше может человек находиться, тем больший духовный плод принесёт.
Но как только наше внимание ускользает от сердца, мы становимся похожи на растерянного, несобранного бригадира — которому уже навстречу летит поддон с кирпичами, чтобы он его принимал — а он совсем в другую сторону смотрит. Неудивительно, что последствия такой рассеянности могут быть очень плачевными!
Так что, дорогие друзья, если мы хотим минимизировать неприятности в нашей жизни, будем снова и снова повторять этот псалом, чтобы не только умом, но и сердцем осознать, насколько важно стараться как можно тщательнее «стоять в сердце вниманием» и оттуда взирать к Богу с верой и любовью!







