Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 29-33. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 29-33

Лк., 59 зач., XI, 29-33 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Почему люди приходят в Церковь? Кто-то ищет в ней житейской мудрости, кто-то исправления жизни, но чего в ней стоит искать в первую очередь? Прикровенный ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 11.

29 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

30 ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.

31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Совершая поступки, мы обычно уверены, что точно так же поступил бы любой нормальный человек. В ситуации, когда наше поведение отличается от поведения большинства людей, мы бываем готовы обвинить общественный вкус в отсталости и сказать, что надо ориентироваться на новые открытия или методики. Если же наш выбор совпадает с выбором большинства, нам тем более кажется, что он не просто самый лучший, но самый естественный и нормальный. Иначе и быть не может. Например, недавно я беседовал с одним юристом о вещах, которые с церковной точки зрения являются тяжёлым грехом, но вполне разрешены с точки зрения законодательства. Мне казалось совершенно очевидным, что они не только греховны, но и объективно плохи и меня очень удивляла его позиция. Он считал, что раз общество решило, что нечто законно, значит это не может быть чем-то плохим.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как Христос критикует общественный подход. Он проповедник, но совершенно не собирается идти на поводу у толпы, которая ищет знамения. Людям всегда интересно увидеть что-нибудь необычное и впечатляющее. Но Бог стал человеком не для того, чтобы впечатлять людей, но для того, чтобы их спасти. Именно поэтому Господь прямо говорит, что те, кто Его окружают, лукавы, или дословно злы и плохи. И объясняет это очень просто: они всё время ищут знамений, то есть подтверждений и доказательств, вместо того чтобы смотреть на суть происходящего, которую на самом деле выразил уже Иоанн Креститель, призывавший людей к покаянию. Уже по тому, что делал Предтеча, понятно, что завет, который был заключён на Синае, людьми разрушен, и народ нуждается в покаянии. И уж если ниневитяне поверили пророку Ионе и покаялись не благодаря его чудесам, но благодаря его слову, тем более иудеи, народ, который веками воспитывался в верности своему Творцу, должен был покаяться. Однако иудеи не раскаиваются и не обращаются на истинный путь. Царица Савская искала мудрости, когда приходила к Соломону, но иудеи не хотят слышать мудрости Христовой. Перед ними Тот, Кто больше Ионы, Тот, Кто больше Соломона, но они не вразумляются. В своё время им казалось, что их поведение вполне естественно, что они поступают, как нормальные люди... Но на деле оказалось, что они упорствовали в злобе и даже язычники поступали в похожих ситуациях по-другому.

Но для чего же проповедовал Христос? Первый и, как кажется, самый очевидный ответ заключается в слове «покаяние». «Да и для чего же ещё?», — спросим мы. Но на самом деле ответ должен быть иным. Спаситель действительно призывал к покаянию, но само оно лишь промежуточный этап, ведущий к жизни с Богом. Именно поэтому, призывая людей к покаянию, Иисус говорит о свете. Потому что Его цель не только в том, чтобы мы покаялись, но в том, чтобы наша жизнь после покаяния наполнилась светом. И когда мы видим, как люди воспринимают христианство в качестве бесплатной психотерапии или легко доступного способа общения с высшей силой, мы не должны за ними следовать... В вере мы призваны искать не сиюминутного, но вечного смысла, который, как солнечный свет днём, освещает всю нашу жизнь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!