Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 1-10
Читает и комментирует протоиерей Павел ВеликановЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. А знаете ли вы, что в грузинском языке для обозначения дней недели есть только пятница (p’arask’evi — пА‑ра‑скЕ‑ви) и воскресенье (k’vira), а все остальные дни — субботы? Понедельник — это «ОР‑шабати» «два-шаббат», вторник — «САМ‑шабати» «три-шаббат» — и так далее.
Неспроста я вспомнил про эту особенность грузинского языка: сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, напрямую связанный с темой субботы.
Как мы видим из грузинского языка, место субботы — или «шаббата» — в древнем мире было очень важным. И касалось не только собственно иудейской традиции, но было ассимилировано и другими народами. Евангельский отрывок про возмущение фарисеев действиями голодных учеников, и тут же следом — исцеление имевшего сухую руку в субботу — ставит вопрос субботы предельно остро: в чём смысл «субботствования» — которое настолько значимо, что от него выстраивается весь недельный календарь?
В ветхозаветном иудаизме суббота — шаббат — совмещала в себе сразу несколько очень важных смысловых пластов. Первый — космологический: Бог «почил» в день субботний и тем «освятил» его. Этот «покой» — своего рода «печать» совершенства творения: похоже на то, как художник, завершив свою картину, отходит подальше и любуется своим произведением.
Второй аспект — символический как завет между Богом и Израилем: именно соблюдение субботы — важнейший пункт соблюдения завета — договора между двумя сторонами.
Третий аспект — социально-этический: в субботу все отдыхают — и рабы, и даже скот. Это своего рода «глубокий выдох», передышка, дарованная всем без исключения.
И, наконец, четвёртый смысл — предвкушение «вечной субботы» — будущего века и пришествия Мессии.
Поэтому нарушение Иисусом и Его учениками субботы, столь «плотно насыщенной» смыслами, было мощным вызовом самой иудейской идентичности, потрясением самих основ. Но что тем самым хотел донести до фарисеев и других спутников Спаситель?
Заметим: Его поступки саму идею субботы вовсе не разрушали! Напротив: не формальное соблюдение ритуальных предписаний, выродившихся до обрядоверия и буквализма, а именно следование духу субботы как — продолжу эту аналогию — внимательного взгляда Творца на Своё творение со стороны. Отошёл подальше художник, смотрит внимательно, вдумчиво — и тут вдруг замечает: непорядок! В какой-то части картины осталась незавершённая деталь. Или краска сползла. Или выступило что-то из-под неё. Что сделает настоящий художник? Тотчас пойдёт — и исправит. Что, собственно говоря, и делает Иисус — исправляя, исцеляя, возвращая к первозданному здоровью имевшего сухую руку.
Этому навыку хорошо бы и всем нам поучиться: в дни покоя — а у нас это прежде всего воскресный день — уметь несколько отдалиться, дистанцироваться от дел и попечений — чтобы с большего расстояния внимательно всмотреться в жизнь и понять, не пора ли что-то в ней хотя бы немного поправить?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов






