Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 36-50. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 36-50

Лк., 33 зач., VII, 36-50 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Среди множества настольных игр есть особая категория, в которых игроку предлагается внимательно всмотреться в карточку с каким-то неоднозначным изображением и после этого тем или иным образом рассказать о том, что было увидено, другим участникам игры.

Это прозвучит странно — но отрывок из 7-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах за богослужением, может быть нами понят глубже, если мы вспомним о принципе вышеупомянутой игры.

Глава 7.

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;

45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Ключевая фраза для понимания прозвучавшего евангельского чтения — это обращение Спасителя к Симону «видишь ли ты эту женщину?». Давайте теперь вернёмся к тому, с чего я начал сегодняшний комментарий, — к образу настольной игры с карточками.

Что мы видим, когда смотрим на карточку с хитросплетённым изображением? Психолог бы сразу ответил: мы видим прежде всего то, что проецируем из самих себя. В отличие от искусственного интеллекта, который совершенно безразличен, беспристрастен и не имеет своей «внутренней истории» травм, острых впечатлений — а главное — живого сердца со своей «памятью» — мы всегда несём внутри огромный багаж опыта, боли, переживаний, осмыслений. И на всё мы смотрим именно сквозь эту призму.

«Видишь ли ты эту женщину?» — не формальный вопрос к фарисею. Потому что он видит не женщину — как лицо, как личность со своей историей — а лишь «социальную рамку» от женщины, согласно которой её поведение — недопустимо и предосудительно. И не может быть ничем оправдано! Внутри этой рамки могла бы оказаться какая угодно другая — и реакция была бы совершенно такой же. Главное — соответствие «рамки», а кто именно «под ней» — значения не имеет.

«Видишь ли ты эту женщину?» — это утверждение, сформулированное через вопрос: конечно же, не видишь — ведь отведённая ей «рамка» застилает зрение. И далее Спаситель переворачивает «оптику» Симона на... его же собственное поведение: женщина по отношению ко Христу в преизбытке сделала то, чего он, Симон, при всей своей «правильности», не пожелал сделать гостю — вопреки существовавшим традициям! В глазах Симона женщина не может существовать вне и помимо «рамок» его сознания — но для себя самого эти «рамки», как выясняется, всего лишь условность — которую легко можно нарушать!

Но этот вопрос, обращённый к Симону — «видишь ли ты эту женщину?» — адресован и к каждому христианину. Прежде чем выносить то или иное суждение — о человеке, о мотивах его поступков, о его намерениях — надо прежде всего посмотреть на ситуацию как на... одну из карточек настольной игры — и задать самому себе вопрос: а не является ли моё желание осудить, превознестись над ошибкой другого, или возможно даже почувствовать свою собственную неукоризненность — всего лишь неосознаваемой потребностью моей самости в утверждении себя — а вовсе не продиктовано желанием увидеть Правду Божию — которая прежде всего являет себя в милости?..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!