Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 11-16

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, каждый из нас испытывал особое, крайне неприятное чувство, при нахождении рядом с мёртвым телом. Это ощущение настолько пронзительное, что во всех монотеистических — да и не только! — религиях мёртвое тело считается «предельной нечистотой», «скверной».
Сегодня в храмах читается отрывок из 7-й главы Евангелия от Луки, где тема нечистоты, связанной со смертью, неожиданно приобретает совсем иной ракурс.
В истории с воскрешением сына Наинской вдовы, когда евангелист говорит, что «Господь сжалился над нею», использован глагол σπλαγχνίζομαι — производное от σπλάγχνα — «внутренности, утроба, нутро»; в античном мышлении — место сильных, «кишечных» чувств. Мы знаем, что, когда нас захватывает какая-то сильная негативная эмоция, у нас словно бы «внутренности сжимаются».
Всматриваясь в этимологию этого слова, можно несколько усилить его звучание в контексте происходившего: увидев драму вдовицы, самой социально беззащитной женщины, Спаситель словно бы «получил удар в живот» — настолько Его задела безысходность ситуации. Он решительно останавливает погребальную процессию — и совершает немыслимое для любого иудея: касается носилок с трупом.
Почему мёртвое тело в ветхозаветной религии было столь ритуально значимым в негативном смысле как «первоисточник» нечистоты? Труп — это «овеществлённая смерть»: но источник жизни — Бог-Творец, Духом Которого наполняется всё бытие. Соответственно, антипод жизни — смерть, и её «вотчина» — обездушенное тело. Мистический ужас перед трупом в религии преодолевается через веру в загробную жизнь — однако при этом «скверна» мёртвого тела никуда не исчезает. Для иудеев нечистота трупа была «заразительна»: не только люди, находившиеся рядом с умершим, но даже всякий непокрытый сосуд, становились нечистыми на протяжение целой недели. Естественно, что люди, прикоснувшиеся к мёртвому, должны были быть отделены от общения с другими. Поэтому прикосновение Иисуса к одру с мертвецом было вызовом, разрывом всех привычных шаблонов: как так? Зачем? Ведь смерть — неизбывно заразительна, и никого не щадит!..
Своим прикосновением — а через это и остановкой траурной процессии — Христос Спаситель подрубает самый корень страха перед смертью: не она, смерть, заразительна — а Жизнь — Жизнь, с избытком присутствующая в Сыне Божием — и Сыне Человеческом! Не уклоняться от смерти надо, не пытаться избежать её, спрятаться от кажущегося всемогущества — а, напротив, идти прямо в неё, навстречу ей, невзирая на всю жуткую неприглядность, вопреки ритуальным страхам и мистическому ужасу!
Вот это и есть главный урок сегодняшнего евангельского чтения: идти туда, где страшно, где кажется, что точно ничего хорошего уже в принципе быть не может — но идти не по своей самонадеянности, а только вслед за Тем, Перед Кем не смогли устоять ни смерть, ни ад, ни диавол, — вслед за Тем, Чьё Воскресение стало победоносным оружием каждого христианина над грехом и тлением!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов