Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 31-35. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 31-35

Лк., 32 зач., VII, 31-35 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Что мешает человеку начать доверять Богу, и как можно преодолеть эту преграду? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 7.

31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?

32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.

33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.

Только что прозвучавшие слова Спаситель адресует религиозным лидерам иудейского народа. На протяжении всей истории Бог посылал евреям Своих пророков. Однако иудеи не принимали их. Божии пророки не оправдывали их ожиданий. Они им не нравились. Не нравились, потому что призывали изменить свою жизнь. Чтобы не слушать человека и не делать то, что он говорит, надо просто найти в нём или в его словах какой-то недостаток. Необязательно большой. Главное, чтобы был повод придраться. А потом уже можно раскрутить. В этом древние евреи были мастерами и достигли большого успеха. Большинство пророков было или изгнано, или убито. Последний яркий пример на момент проповеди Христа — это Иоанн Креститель. Несмотря на то, что все признавали за ним высокий духовный авторитет, нашёлся повод, чтобы избавиться и от него. Поэтому Господь и сравнивает иудеев с маленькими капризными детьми. Их поведение, по сути, ничем не отличается от вредности и своенравия избалованного ребёнка. Единственное, что хочет ребёнок, — жить так, как желает только он. Вот он и воротит нос от родителей, которые стараются ему угодить. Или от товарищей по играм, которые просто ему надоели, и он стремится от них избавиться, или ждёт, чтобы перед ним побегали на цыпочках.

Святитель Феофан Затворник, рассуждая об этом евангельском эпизоде, определяет причину такого инфантильного поведения. По его словам — это банальное недоверие Богу. Страх, что, если сделаю так, как написано в Евангелии, я неизбежно пострадаю. Страх, что если начну менять свою жизнь согласно заповедям Христа, если начну во всех своих делах преследовать не свои корыстные интересы, а думать о том, как бы мне принести пользу окружающим людям, если почаще буду задумываться не о своей воле, а о том, что от меня сегодня хочет Бог, — я обязательно потеряю то, к чему привык, и не получу то, чего хочу. И вот для того, чтобы избежать этих диких и ужасных для моего больного самолюбия сценариев, я начинаю в общении с ближними извиваться, как уж на сковородке. Лукавить, юлить, манипулировать, проявлять агрессию, заискивать, идти по головам, плакать, угрожать, сплетничать. Стратегии могут быть разными. Но цель одна — чтобы в итоге всё было так, как я хочу, чтобы весь мир вращался вокруг меня. Чтобы последнее слово всегда оставалось за мной. Даже если я не произнесу его вслух. Какое-то иное поведение кажется мне просто безумным, глупым и немудрым.

Поэтому и заканчивает Господь Своё обращение к иудеям такими словами «оправдана премудрость всеми чадами её». Капризным детям Христос противопоставляет чад Премудрости. Премудрость на языке Писания — это Сам Бог. То есть чада Премудрости — это те, кто доверяет Богу, исполняет Евангелие на практике и на своём опыте знает, что человек от этого не теряет, но только приобретает. А потому евангельский образ жизни не нуждается ни в каких доказательствах и оправданиях. Надо просто попробовать им жить и тогда всё сам увидишь. Напрямую это касается всякого из нас. Ведь все мы в той или иной степени блудные, избалованные, капризные дети. Все мы боимся потерять своё, а потому и вредничаем. Именно это не даёт нам довериться словам Христа. Но нам и не обязательно верить Ему на слово. Всё, что нам необходимо, попробовать на практике исполнить всё сказанное Спасителем. Просто попробовать жить так, будто все это правда. Если не получится, мы ничего не потеряем, вернёмся к своей прежней жизни. А если получится, мы приобретём гораздо больше, чем имели до этого. Вместо бесконечной гонки за своей выгодой, состоянием сопротивления и вражды с окружающими, Божие успокоение, благодать и мир Небесного Царства.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!