Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 17-26

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Каждая евангельская история исцелений учит нас чему-то новому, и если относиться к этим историям внимательно, то мы сумеем ответить на все те вопросы, которые возникают в нашей духовной жизни. Один из самых частых вопросов такого рода — это вопрос о молитве за других, за тех наших близких, которые не разделяют нашу веру, за людей некрещёных, за людей, нам враждебных. Конечно, все только что перечисленные группы людей сильно отличаются друг от друга, и потому ответы на интересующий нас вопрос тоже будут различными, однако будет в них и нечто общее, то, что мы можем вынести из звучащего сегодня в православных храмах во время литургии отрывка из 5-й главы Евангелия от Луки. Давайте его послушаем.
Совершённые Христом исцеления можно разделить на две большие группы: на те, которые были совершены по вере самих больных; и на те, которые совершены по вере других людей — родственников, друзей, а иногда и хозяев исцелённого, как в случае со слугой капернаумского сотника, историю которого мы можем найти в 7-й главе Евангелия от Луки. То же самое можно сказать и о не связанных с исцелениями чудесах, здесь в качестве примера можно вспомнить претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, тогда Христа о помощи просили не устроители свадьбы, а Пресвятая Богородица, хозяева же брачного пира и вовсе никак не фигурируют в той истории.
В только что прозвучавшем евангельском отрывке мы услышали историю второго из упомянутых нами двух типов: сам больной, если следовать евангельскому тексту, никак не проявил ни свою волю, ни свою веру. Да, он был парализован, но он мог говорить, однако мы не слышим его голоса, более того, Евангелие от Луки прямо связывает его исцеление с верой друзей больного человека: «Он (то есть Христос — е.Ф.), видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5:23). Получается, что Евангелие прямо свидетельствует: в ряде случаев достаточно веры близких людей для того, чтобы Господь обратил Своё милостивое внимание на человека.
Именно так понимает эти евангельские эпизоды Церковь, поэтому она призывает своих чад к молитве друг за друга, к молитве даже за тех, кто и вовсе не хочет признавать бытие Божие. Конечно, молитвы бывают разными, и если речь идёт о людях неверующих и некрещёных, то за них мы молимся дома, о всех же прочих мы имеем возможность молиться и дома, и в храме. Нам нужны молитвы друг друга, ведь мы не знаем, чьи именно воззвания к Богу окажутся способны привести нас ко спасению — наши или же наших близких.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов