Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

1 Ин., 73 зач. (от полу́), IV, 12-19 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться

Апостол Иоанн Богослов

1 Ин., 73 зач. (от полу́), IV, 12-19.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Ключевым отличием христианства от прочих религиозных направлений является личность Сына Божьего Иисуса Христа. Сын Божий стал человеком, сохранив Свою Божественную природу. Он проповедовал среди людей, совершал чудеса, но был отвергнут, отправлен на крест. Но смерть оказалась не властна над Богом. Он воскрес. И щедро делится даром жизни с каждым, кто готов стать частью Церкви Христовой. Об этом удивительном проявлении Божественной любви рассуждает апостол Иоанн Богослов в отрывке из 4-й главы своего первого послания, что читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 4.

12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.

14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.

18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Благодаря пришествию в мир Христа Спасителя прекратило своё существование древнее предупреждение: «Нельзя увидеть Бога и не умереть». Такие слова от Господа услышал на вершине Синайской горы пророк Моисей. Их он передал народу еврейскому. И веками древние иудеи жили с благоговейным страхом в сердце, запрещая себе делать любые священные изображения. В Иерусалимском храме, главном и единственном святилище иудеев, отсутствовали иконы, статуи, любые другие образы для поклонения. Изображения херувимов, находившиеся в святое святых, пребывали во тьме. Их не могли видеть даже священники.

Запрет на изображение Бога имел очевидную причину — существовала реальная опасность идолопоклонства. Древние евреи могли начать вместо истинного Господа почитать Его изображения. Поклоняться им как божкам, ограниченным фантазией художника и спецификой используемых материалов. Но настал момент, когда запрет на видение Бога был отменён Им же Самим. Господь явился человечеству в лице Своего Единородного Сына — Иисуса Христа. Пришествие Христа не стало внезапным. Ему предшествовали события, описанные ветхозаветными пророками. В частности, пророком Иезекиилем, возгласившим, что пришествие Мессии, то есть Спасителя, будет связано с очищением грехов. Что вполне соответствовало ветхозаветной логике мысли.

Однако результат пришествия в мир Сына Божьего оказался выше и важнее всех многовековых ожиданий — в том числе и идеи очищения. В лице Иисуса из Назарета миру был явлен принципиально новый образ Бога — образ Бога-Любви, сострадающей и милующей. Ветхозаветный человек мог с уверенностью принять Господа в качестве судии, всемогущего или всезнающего властелина. Но принять Его в качестве Любви оказалось под силу немногим. Потому что даже у нас, людей сегодняшних, такое определение вызывает ассоциации с какой-то слабостью. А Бог, по определению, слабым быть не может.

Но в том и состоит удивительный парадокс христианства, что именно в кроткой и смиренной любви, явленной нам Господом Иисусом, мы находим поразительную силу. Природа её ясна и таинственна одновременно. В полной мере могущество Божественной любви проявляет себя там, где человек, прежде всего, стремится искоренить грех внутри себя, а по отношению к иным проявить милость. Не бесхребетный гуманизм, не равнодушие под маской елейности, а милость, желающую и другому обрести путь святости. Обо всём этом и рассуждает в прозвучавшем послании апостол Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Христовых.

Апостола Иоанна принято называть также «боговидцем». Ему была дана возможность видеть наиболее яркие чудеса Христа, стоять у Его креста, при написании книги Апокалипсис видеть будущие судьбы мира. Апостол призывает и нас учиться видению Бога. Не теоретическому пониманию, каков Господь, а практическому служению милосердия и терпения — верных спутников любви, которая, по слову апостола Иоанна, изгоняет страх.

И мы, конечно, понимаем, что нет у нас никаких оснований считать себя достойными ни дара Боговидения, ни дара любви. Но Бог, видя наше смирение, которое состоит одновременно в честном понимании ограниченности собственных сил и радости от осознания чуда присутствия Господа рядом, способен восполнить нашу ограниченность. Однако приход благодати в нашу жизнь произойдёт только в том случае, если мы Богу служим — исполняем заповеди и являемся проводниками любви Творца в мире. Что, в свою очередь, приводит к тому, что обретённое нами видение Бога становится залогом не смерти, а вечной жизни во Христе воскресшем.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем