
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 73 зач. (от полу́), IV, 12-19.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Ключевым отличием христианства от прочих религиозных направлений является личность Сына Божьего Иисуса Христа. Сын Божий стал человеком, сохранив Свою Божественную природу. Он проповедовал среди людей, совершал чудеса, но был отвергнут, отправлен на крест. Но смерть оказалась не властна над Богом. Он воскрес. И щедро делится даром жизни с каждым, кто готов стать частью Церкви Христовой. Об этом удивительном проявлении Божественной любви рассуждает апостол Иоанн Богослов в отрывке из 4-й главы своего первого послания, что читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
Благодаря пришествию в мир Христа Спасителя прекратило своё существование древнее предупреждение: «Нельзя увидеть Бога и не умереть». Такие слова от Господа услышал на вершине Синайской горы пророк Моисей. Их он передал народу еврейскому. И веками древние иудеи жили с благоговейным страхом в сердце, запрещая себе делать любые священные изображения. В Иерусалимском храме, главном и единственном святилище иудеев, отсутствовали иконы, статуи, любые другие образы для поклонения. Изображения херувимов, находившиеся в святое святых, пребывали во тьме. Их не могли видеть даже священники.
Запрет на изображение Бога имел очевидную причину — существовала реальная опасность идолопоклонства. Древние евреи могли начать вместо истинного Господа почитать Его изображения. Поклоняться им как божкам, ограниченным фантазией художника и спецификой используемых материалов. Но настал момент, когда запрет на видение Бога был отменён Им же Самим. Господь явился человечеству в лице Своего Единородного Сына — Иисуса Христа. Пришествие Христа не стало внезапным. Ему предшествовали события, описанные ветхозаветными пророками. В частности, пророком Иезекиилем, возгласившим, что пришествие Мессии, то есть Спасителя, будет связано с очищением грехов. Что вполне соответствовало ветхозаветной логике мысли.
Однако результат пришествия в мир Сына Божьего оказался выше и важнее всех многовековых ожиданий — в том числе и идеи очищения. В лице Иисуса из Назарета миру был явлен принципиально новый образ Бога — образ Бога-Любви, сострадающей и милующей. Ветхозаветный человек мог с уверенностью принять Господа в качестве судии, всемогущего или всезнающего властелина. Но принять Его в качестве Любви оказалось под силу немногим. Потому что даже у нас, людей сегодняшних, такое определение вызывает ассоциации с какой-то слабостью. А Бог, по определению, слабым быть не может.
Но в том и состоит удивительный парадокс христианства, что именно в кроткой и смиренной любви, явленной нам Господом Иисусом, мы находим поразительную силу. Природа её ясна и таинственна одновременно. В полной мере могущество Божественной любви проявляет себя там, где человек, прежде всего, стремится искоренить грех внутри себя, а по отношению к иным проявить милость. Не бесхребетный гуманизм, не равнодушие под маской елейности, а милость, желающую и другому обрести путь святости. Обо всём этом и рассуждает в прозвучавшем послании апостол Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Христовых.
Апостола Иоанна принято называть также «боговидцем». Ему была дана возможность видеть наиболее яркие чудеса Христа, стоять у Его креста, при написании книги Апокалипсис видеть будущие судьбы мира. Апостол призывает и нас учиться видению Бога. Не теоретическому пониманию, каков Господь, а практическому служению милосердия и терпения — верных спутников любви, которая, по слову апостола Иоанна, изгоняет страх.
И мы, конечно, понимаем, что нет у нас никаких оснований считать себя достойными ни дара Боговидения, ни дара любви. Но Бог, видя наше смирение, которое состоит одновременно в честном понимании ограниченности собственных сил и радости от осознания чуда присутствия Господа рядом, способен восполнить нашу ограниченность. Однако приход благодати в нашу жизнь произойдёт только в том случае, если мы Богу служим — исполняем заповеди и являемся проводниками любви Творца в мире. Что, в свою очередь, приводит к тому, что обретённое нами видение Бога становится залогом не смерти, а вечной жизни во Христе воскресшем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Зачем считать чужие деньги? Алёна Боголюбова

Пару лет тому назад компания, в которой я работала, переживала этап бурного роста. Мы запускали новый проект и активно нанимали специалистов. Мне поручили курировать кадровое направление. Я проводила первоначальные собеседования, но окончательное решение, после личной встречи с каждым соискателем, принимал генеральный директор.
Зависть — не мой порок, — думала я, пока не увидела зарплаты тех, кого наш руководитель утвердил на новые ставки. Да, я осознавала, что речь идёт о нестандартных компетенциях, но внутри всё-таки было смущение. Предполагалось, что рабочий день новых сотрудников будет составлять всего несколько часов. Да и зарекомендовать они себя не успели, чтобы получать зарплаты в разы больше, чем ветераны компании.
«Не вмешивайся, — сказал мне генеральный, когда в личной беседе я выразила своё недоумение. — Я сам с этим разберусь».
Было тяжело на душе. Пошла в храм — исповедаться и поговорить со священником. Батюшка выслушал и вспомнил евангельскую притчу о работниках в винограднике, где хозяин нанимал людей в разное время дня, но заплатил всем одинаковую сумму — несмотря на то, что кто-то работал с утра, а кто-то успел потрудиться всего один час.
В толковании Феофилакта Болгарского говорится, что виноградник — это Царство Небесное, а работники, нанятые в разное время, это люди, которые встали на путь к Богу в разном возрасте. Господь спасает и тех, кто живёт церковной жизнью с юности, и тех, кто встал на этот путь только на закате своих лет. Батюшка обратил моё внимание и на другую возможную трактовку:
— Господь лучше знает, кто и за какое время потрудится более плодотворно, — сказал священник.
Мне эта мысль очень понравилась. Я перестала переживать, положилась на волю Бога, и на душе стало легче.
В итоге, когда мы запустили проект, он вывел всю компанию на более высокий уровень. Новая команда превратилась в отдельную структуру и переехала в другой офис.
Этот случай стал важным уроком. Я поняла, что во мне есть зависть. Просто раньше Господь не посылал серьёзных испытаний, и она не проявлялась. Недавно читала «Собрание сочинение» Тихона Задонского. И нашла там слова о том, что источник зависти — гордость. Это — про меня. Я увидела чужие зарплаты, и это задело моё самолюбие. Теперь знаю, что в таких случаях надо уметь положиться на Бога, поверить, что Он и правда лучше знает, кто и за какое время принесёт больше пользы.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
10 октября. О молитвенном примере преподобного Сергия Радонежского

8 октября, в День памяти преподобного Сергия Радонежского, Святейший патриарх Московский и все Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Церкви говорил о молитвенном примере преподобного Сергия.
Святой преподобный Сергий, соединивший в своей личности старца, аскета, затворника с государственным деятелем, и даёт нам пример, как нужно взаимодействовать, в том числе и со светским миром, как нужно строить свою молитву не только о себе и о ближних, но об Отечестве, о властях и воинстве, и как нужно работать над тем, чтобы никакие внешние силы боли и никакие враждебные внутренние силы, как это было в прошлом веке, не поколебали единство, целостность нашего Отечества и опять не набросили на народ наш некое ярмо безбожия или теплохладности по отношению к Богу, которым сегодня так страдает западное общество.
И там, конечно, есть люди благочестивые, но вот эта общая религиозная теплохладность, отказ от тех традиций, от того предания, в котором жили люди, в том числе и на западе Европы, долгие годы, чтобы и там произошло обращение к Богу и осознание того, что всякое исключение Бога из жизни личной, семейной, общественной и государственной не может привести ни личность, ни семью, ни общество, ни государство к благу, ни к индивидуальному, ни к общему.
Вот поэтому нужно просить сегодня и Господа, и Пречистую Царицу Небесную, и преподобного и богоносного отца нашего Сергия за Отечество наше, за президента нашего православного, за власти, за воинство, за народ, чтобы никакие силы не могли поколебать того курса, на который встало наше Отечество.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 октября. О заповеди почитания родителей

В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».
О заповеди почитания родителей — протоиерей Михаил Самохин.
Святой апостол Павел повторяет пятую заповедь из десяти, полученных пророком Моисеем на горе Синай, неслучайно. Короткая глава послания Эфесской церкви начинается со слов: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость», и продолжается после упоминания заповеди увещеванием к отцам не раздражать детей. Возможно, апостол стремился погасить конфликт поколений, случившийся в молодой христианской общине.
Для нас же интересно напоминание апостола Павла о том, что пятая заповедь содержит обещание благ от Господа и земного долголетия. Почитать, а в оригинале — прокормить, родителей в древности было непростой задачей, и в некоторых языческих обществах не поощряли уход за старыми и больными людьми, на которых нужно было тратить ценные ресурсы. Бог же в заповедях единственной истинной тогда религии, наоборот, поддерживает и поощряет любовь к родителям.
Кто-то из исследователей видит в этом сознание ценности передачи старшим поколением опыта и самой религии с её законами и установлениями. Но даже из своего без малого четвертьвекового опыта священства могу заметить, что ценность этой заповеди гораздо глубже. Почти всегда эта заповедь действует так, что наши дети будут относиться к нам так же, как мы относимся к своим родителям, даже если никогда не видели своих бабушек и дедушек.
Мне приходится наблюдать это во множестве семейных историй. Это простое наблюдение подтверждает истинность и действенность божественного закона. Будем же относиться к своим родителям так, чтобы наши дети и внуки сделали нашу старость долголетней и благоденственной во исполнение заповеди Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема