
Апостол Павел
1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Говорит ли Священное Писание что-нибудь о простых человеческих талантах и дарованиях? Предлагает ли оно какой-то рецепт, который помог бы нам их развивать и применять правильно? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Как мы знаем, апостолы Христовы были людьми простыми и некнижными. Их главным занятием был рыбный промысел. А потому, чтобы они могли проповедовать Евангелие всем людям, Бог дал им в день Пятидесятницы дар говорения на иностранных языках. С его помощью они могли нести слово Божие по всему миру. Что это было за удивительное явление, в точности нам неизвестно. Однако из только что прозвучавшего отрывка мы узнаем, что на языках говорили не только миссионеры во время проповеди язычникам. Это явление встречалось и в самих христианских общинах.
Во время богослужения были те, кто в особом духовном состоянии начинал вдруг спонтанно говорить на незнакомом наречии. Апостол Павел считает, что такие неконтролируемые всплески, пусть и благодатного происхождения, совершенно неуместны. Ведь они не служат той цели, ради которой предназначен этот дар. На богослужении присутствовали уже крещёные, верующие люди. И они в большей степени имеют нужду в пророчестве, то есть в наставлении, как им исполнить Евангелие Христово в своей собственной ситуации. Кроме того, таким странным поведением могли смутиться те, кто впервые оказался на богослужебном собрании. Увидев, как люди в экстатическом состоянии наперебой говорят тарабарщину, они могли бы подумать, что попали в какую-то странную секту. И отошли бы от Церкви.
В рекомендациях апостола Павла можно увидеть общую закономерность. Бог обильно подаёт нам Свою благодать и различные дарования. По сути, каждый из нас просто по факту своего рождения наполнен этим светом. Как замечает по этому поводу апостол Павел, «мы Им живём, и движемся, и существуем». Однако проблема в том, что эти силы и таланты мы нередко воспринимаем как должное. Нам кажется, что это наше собственное, что мы можем их использовать, как хотим и где хотим. И мы так и делаем. Зачастую бесконтрольно и неосознанно расходуем драгоценную энергию жизни, подчиняясь переменам своего настроения. Чем это отличается от неконтролируемого экстаза? Разве только масштабом проявления? Тем, что наше экзальтированное состояние не так очевидно ни нам самим, ни окружающим?
Сегодня апостол напоминает, что ученик Христов — это не свободный художник. И лучше ему не расплёскивать свой дар впустую. Но использовать его уместно и своевременно. И главный критерий, который нам предлагается, — это окружающие нас люди. И все наши силы, от самого дыхания до каких-то экстраординарных дарований, должны быть направлены на служение ближним. То есть тем, кто пусть даже случайно оказался рядом. И тогда всякое наше действие, пусть и совсем незначительное, не будет впустую. Каждое движение, совершённое с мыслью о Христе и Его детях, превратится пусть в небольшое, но всё же пророчество.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 230 зач., V, 20-26.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Наш мир, к сожалению, способен самые возвышенные явления исказить и испортить. За примером далеко ходить не нужно. Достаточно посмотреть, что происходит с браком. Количество по-настоящему крепких брачных союзов становится всё меньше. А тот идеал, который завещан нам Богом и который описан в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Эфесянам, кажется всё труднее достижимым. Впрочем, давайте послушаем, о чём пишет апостол.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
Прозвучавшие строки — это сокращённый вариант более обширного чтения, которое звучит во время таинства брака или венчания. К сожалению, чаще всего из прочитанного собравшиеся на свадебном торжестве запоминают только сурово звучащее окончание: «Жена да убоится своего мужа». И слова эти понимаются тоже, чаще всего, предельно превратно. В духе карикатурно представленного Домостроя. Хотя апостол Павел, конечно, имел в виду вещи, предельно далёкие от какой-либо домашней диктатуры. И сам собой назревает вопрос — а чем руководствуется апостол, когда обращается к христианам Эфеса с просьбой беречь и хранить в чистоте их семейные союзы? Тут, конечно же, необходимо учитывать исторический контекст. Эфес во времена Павла печально славился упадком нравов. В городе имелось капище языческой богини плодородия Артемиды, которая считалась покровительницей всякого рода пороков. Безусловно, христианину жить в окружении таких нравов было делом очень непростым. Но, как показала дальнейшая история, Церковь Эфеса не только выстояла перед лицом различных искушений, но и смогла победить зловещий культ Артемиды. Не какими-то административными способами, так сказать, «сверху», а, наоборот, «снизу» — то есть благодаря стойкой вере местных христиан, сделавших свои семьи настоящими домашними церквами.
Как же у них это получилось? Они следовали завету апостола Павла — тем словам, что мы только что слышали. Павел призывал эфесян рассматривать супружеские отношения не только сквозь призму хозяйства, быта, деторождения, но видеть в них нечто большее. А именно — просил мужей и жён служить друг другу подобно тому, как служат друг другу Христос и основанная Им Церковь. Да. Апостол Павел уподобляет мужа-христианина Спасителю, а жену — Церкви. И дальше пишет фактически следующее. Христос пожертвовал Собой, пролил на кресте кровь для того, чтобы Его Церковь жила и расширялась, включая в себя новых и новых людей. Вот и муж призван жертвенно служить своей семье — с милостью и любовью относится к супруге, детям. Не чувствовать себя каким-то султаном, возлегающим на подушках в самолюбовании, а трудиться, оставляя на заднем плане свои, простите, хотелки. Это жертвенное служение во имя любви в качестве ответа благодарности должно встречаться с не менее жертвенным, любящим служением супруги. Слова апостола «жена да убоится своего мужа» необходимо понимать в том смысле, что жена призвана бояться обидеть супруга, ответить на его любящее служение неблагодарностью.
Можно ли добиться столь светлых отношений в наши дни? Уверен — можно. Чем, собственно, хуже окружающая нас жизнь той, частью которой были христиане Эфеса. Если уж они смогли устоять перед порочным искушением Артемиды, то сможем и мы. Хотя современный мир вполне может тягаться с языческим образца первого века по Рождестве Христовом. Но не будем унывать и сдаваться. Тот, кто верен Христу, способен выйти победителем из самого сложного противостояния. Ведь такой человек находится на стороне правды Божией, которую тьма одолеть не в состоянии. Будем же держаться за эту правду, жить в чистоте и праведности, и тогда Господь нас и наши семьи никогда без Своей помощи не оставит.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 54. Богослужебные чтения

Одной из серьёзных психологических проблем, о которой подробно расскажет любой грамотный психотерапевт, является «эмоциональная герметичность», или «эмоциональная броня», или если совсем по-научному — «алекситимия». Человеку плохо — но вот о чём именно ему плохо, он не может понять; у него нарушена связь между чувствами и их выражением.
54-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением, прекрасный образец того, как может и должен взрослый, внутренне зрелый человек, выражать свои самые глубокие, раздирающие душу, чувства, и направлять их к Богу.
Псалом 54.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида.
2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
5 Сердце моё трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашёл на меня, и ужас объял меня.
7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури».
10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
11 днём и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
13 ибо не враг поносит меня, — это я перенёс бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
16 Да найдёт на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасёт меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;
20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
21 простёрли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнажённые мечи.
23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
24 Ты, Боже, низведёшь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, Господи, уповаю.
Как мы только что слышали, у Давида всё — очень плохо. Сплошные напасти и беды, предательства и обман — причём не от внешних врагов, а от самых наиближайших друзей. Последний оплот, на который и оставалась вся надежда, — тоже рухнул: от своих же он получает удар в спину. Всё ополчилось против него, и всё кажется совершенно беспросветным. Боль настолько невыносима, что Давид молит о даровании ему крыльев — чтобы можно было улететь от этой боли навсегда и забыть, как страшный сон.
Но само проговаривание этой боли и страха для Давида становится не «запечатыванием» беды, в которой он находится, а, напротив, разворачиванием её по направлению к Богу. Он снова и снова, утром, днём, вечером, ночью, буквально кричит Богу в уши, не смущаясь отсутствием ответа. Да, он не справляется, да, он на грани отчаяния, да, всё, на что можно было по-житейски надеяться, обрушено — он подошёл к краю пропасти — но в самый последний момент как бы вдруг поворачивается боком и позволяет всему давящему на него мраку самостоятельно ринуться в бездну — а сам остаётся на твёрдом основании. Неожиданно, не правда ли? Как вообще это возможно — когда, казалось бы, всё совершенно беспросветно?
Секрет тактики Давида — в его вере. Именно вера как безусловная уверенность в том, что Бог — на его, Давида, стороне — причём несмотря на все его ошибки и даже преступления — позволяет переродиться страху-ужасу в страх-благоговейный трепет. Там, где далёкого от веры человека давным-давно скрутило в тугой жгут от очевидной безысходности — Давид, наоборот, разворачивается навстречу боли — но не тонет в ней, а, напротив, её делает своим «транспортным средством», как бы «обуздывает» её — и её энергию обращает не на саморазрушение, а на мощный импульс к Богу.
Так что друзья, когда нам совсем тяжело, когда совсем «придавило», — самое время открыть 54-й псалом и читать, читать, читать его утром, днём и ночью — пока в окруживший нас мрак не придёт светлый луч надежды!
Подарить своё тепло и заботу одиноким пожилым людям

Вот уже десять лет Ярославский фонд «Спасибо» стоит плечом к плечу с теми, кто в силу обстоятельств нуждается в поддержке и заботе. В том числе фонд помогает и одиноким пожилым людям. Волонтёры фонда привозят им необходимые продукты и вещи, наводят в их доме порядок и разговаривают с ними по душам. Часто, чтобы поддержать кого-то и согреть чьё-то сердце — не требуется много, уверена волонтёр Ольга. Достаточно просто побыть рядом, уделить человеку время и внимание.
«Знаете, когда я впервые приехала к бабушке, Татьяне Сергеевне, — вспоминает Ольга, — я немного волновалась. Не знала, как начать разговор, как быть полезной. Она оказалась такой доброй и открытой, что все мои страхи сразу улетучились. Теперь я навещаю ее регулярно. Мы вместе гуляем, наслаждаемся свежим воздухом и болтаем обо всем на свете. Иногда, если позволяет время, я готовлю ей что-нибудь вкусное. А ещё помогаю по дому — помыть полы, окна, чтобы у неё было чисто и уютно.
Для меня это не просто помощь, это настоящее удовольствие. Видеть её улыбку, чувствовать её благодарность — это бесценно. Я понимаю, что делаю что-то важное, что моя забота приносит кому-то радость и облегчение. Это вдохновляет и наполняет меня саму», — говорит волонтёр.
Вы тоже можете присоединиться к ярославскому фонду «Спасибо» в качестве волонтёра и дарить тепло и заботу одиноким пожилым людям. Кроме того, чтобы помочь фонду и его подопечным, можно сделать любой благотворительный взнос на сайте организации, либо передать сотрудникам фонда продукты или вещи для нуждающихся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов