Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30

Лк., 14 зач., IV, 22-30 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Человеческому сознанию свойственно приукрашивать прошлое. Мы как бы вытесняем все негативные переживания и воспоминания, оставляя место исключительно для радостных и приятных вещей. Всё перечисленное относится и к отдельно взятому человеку, и к целому народу. Не верите? Давайте тогда послушаем отрывок из 4-й главы Евангелия от Луки, что читается сегодня утром во время богослужения.

Глава 4.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.

24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

Христос приходит в родной для Себя город Назарет и начинает там проповедовать. Надо сказать, что, с одной стороны, слова Спасителя произвели сильнейшее и положительное впечатление на Его земляков. Евангельский текст, в частности, сообщает, что народ дивился словам благодати, исходящим из уст Христовых. С другой стороны, это доброе отношение почти сразу же оказалось отравлено недоверием и критикой. Назаретяне стали требовать от Спасителя доказательств того, что Он действительно Сын Божий. В общем-то, понять их было можно. По исторической Палестине тех времён ходило множество обманщиков и шарлатанов, выдававших себя за Мессию.

Надо сказать, обвинить Христа в обмане у Его земляков напрямую шансов не было. Ведь некоторые из них слышали о том, какие чудеса Господь Иисус сотворил в соседнем городе Капернауме, а некоторые из жителей Назарета своими глазами видели эти чудеса. Потому и стали требовать от Иисуса, чтобы и на родине Своей Он сотворил нечто подобное. Но Христос противится и не желает играть по навязываемым Ему лукавым правилам. Ведь Он чувствует, что любое Его чудо получит превратное толкование, будет интерпретировано как некий фокус, а может быть станет просто развлекательным углём, которому предстоит сгореть в топке человеческого любопытства.

Потому Спаситель и напоминает землякам о неприятных для них и для ветхозаветных иудеев в целом событиях из прошлого. А именно — как народ Израильский отнёсся к пророкам Божиим. Да. Во времена Христа их почитали, считали примером истинной веры. Но что было при жизни пророков? Их гнали, унижали, избивали и убивали за то, что они говорили правду Божию. А чудеса, которые пророки совершали, встречались с недоверием и презрением. Потому что, если признаешь чудо Божие, то должен признать и важность жизни по заповедям Божиим. Но кому захочется выйти из комфортного мирка страстей и пороков?

Напоминание, сделанное Христом, возмутило Его земляков. Они вдруг почувствовали, что живут в плену иллюзий, успокоительного самообмана. Но каяться не стали, а решили расправиться со Спасителем. Но, как мы услышали, Христос прошёл сквозь разъярённую толпу и удалился. Больше в Назарете Он не появлялся. Не потому, что презирал земляков или на них обиделся, а потому что не хотел им навязываться.

Урок, преподанный Христом жителям Назарета, имеет значение не только для них, но и для нас. Чего скрывать — мы тоже стараемся помнить о себе только хорошее, а плохое загонять в самый дальний угол нашей памяти. Чтобы не болело, не доставляло страданий. Но рано или поздно наша ложь себе о нас самих приведёт к новым ошибкам. Например, нежелание увидеть грабли не упраздняет сами грабли. Если их не убрать с дороги, они однажды нанесут обидный удар по лбу. То же самое происходит, когда человек отказывается каяться, врёт себе, отрицая свои ошибки или ошибки предшественников. Давайте же усвоим урок, преподанный нам Христом. Не будем подражать жителям Назарета, но постараемся делать верные и честные выводы, благодаря Бога за то доброе, что получилось сделать, и искренне и деятельно каясь, если вдруг совершили ошибку. Христос сказал, что во враче нуждаются не здоровые, но больные. Но если больной отрицает тот факт, что он болен, и не даёт врачу к себе подойти, то никакого лечения не состоится. Вот почему так опасно жить в плену у самообмана. От чего да убережёт нас Христос!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!