Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 23-38
Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 1

Есть в русской культуре такое понятие, как «отчество». Нечто подобное существует в некоторых западных и восточных культурах, где наряду с личным именем у человека имеется ещё и родовое. Сейчас это, наверное, воспринимается как какая-то архаика. Но раньше отчество-родовое имя имело колоссальное значение, как и родословие человека в принципе. Родословная линия есть и у Господа Иисуса Христа. Перечисление имён предков Спасителя по человечеству звучит сегодня во время литургии в рамках чтения из 3-й и 4-й глав Евангелия от Луки. Давайте послушаем.
01 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
Обычно родословие Христа, прочитываемое на богослужении, ассоциируется с рождественскими днями. Действительно, в преддверии Рождества Христова во время богослужения неоднократно звучит перечисление имён предков Господа Иисуса. По вполне понятной причине, имеющей отношение к Рождеству Христову. Но, на самом деле, не только. Церковь настаивает на следующем факте — человеческая природа Спасителя не является иллюзорной. От Своей Матери — Девы Марии — Христос получил точно такое же тело, каким обладаем все мы. Иисус нуждался в пище и питье, уставал, чувствовал боль, испытывал эмоции. Единственное отличие Спасителя от нас состоит в том, что Ему была чужда какая-либо греховность. Почему это важно? Потому что искупить род человеческий мог только Бог, ставший настоящим человеком, — обладатель истинных души и тела.
Но что ещё означает человечность? У Христа, как у любого человека, имеются предки. Их перечисление, которое называется родословием, можно найти сразу в двух Евангелиях — от Матфея и от Луки (которое мы с вами только что слышали). Они (эти родословия), надо сказать, отличаются друг от друга. Матфей доводит родословие Христа до праотца Авраама, Лука же прослеживает линию предков Спасителя до Адама, а от него до Самого Бога. При этом оба родословия учитывают главное требование, которому по иудейскому преданию должен соответствовать Спаситель мира.
Во-первых, Он должен быть потомком трёх еврейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Во-вторых, Мессия обязан принадлежать колену Иуды — одному из двенадцати колен-родов Израиля. В-третьих, предком Спасителя должен быть царь и пророк Давид. Родословие Христа и по Матфею, и по Луке полностью соответствует этим требованиям. Но почему же евангелисты в своих текстах по-разному представили предков Иисуса?
Существует несколько объяснений. Наиболее распространённым является следующее. Апостол Матфей составлял Евангелие для читателей из еврейской среды. Ему важно было отразить, что Христос потомок Авраама и Давида. Евангелист Лука, возводя родословие Иисуса до Адама, показал, что Спаситель мира принадлежит не одному народу, а всему человечеству. Но и это ещё не всё. После Давида родословия от Матфея и от Луки не соответствуют друг другу. Причиной несоответствия, возможно, стало отношение Матфея и Луки к одной особенности иудейской культуры — закону левирата, согласно которому в случае смерти одного брата другой был обязан жениться на его вдове. При составлении родословия один евангелист учитывал закон левирата, а другой — нет.
Возможно и другое объяснение. Матфей ведёт родословие по условно «отцовской» иосифовой линии царского наследования, потому упоминает Соломона. Луке же важно было подчеркнуть не иерархическое преемство Христа, а реальную кровную связь по линии Матери — Богородицы и Девы Марии. В любом случае — оба евангелиста преследовали не архивистские, а богословские цели, желая, в случае апостола Матфея, показать, что Иисус из Назарета — ожидаемый еврейским народом Мессия. А в случае апостола Луки мы видим стремление продемонстрировать универсальность служения Христа, направленное на спасение всего человечества. Но и это ещё не всё.
Наличие у Христа родословия позволяет сделать важный нравственный вывод. Мы с нашими предками (хотим мы этого или нет) связаны. Мы несём на себе отпечаток их наследия — хорошего или, увы, плохого. Речь не про родовой грех или проклятье. Нет. Речь — о связи поколений, которая не упраздняет нашей свободы. И мы имеем реальную возможность или усугубить наследие греха, отравив им наших собственных детей. Или же, наоборот, освятить наших родственников — умерших и ныне живущих — благодатью Божией, став её посредником через праведную жизнь. Христос Своих предков не стеснялся, но освятил Своим служением. Вот и мы давайте будем наших родственников беречь и им помогать вместе с нами двигаться к Раю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов