Однажды в храме ко мне подошла молодая женщина и, заметно волнуясь, сказала:
-Батюшка, мы с мужем недавно переехали сюда из Америки, он у меня американец… Мы с ним много лет празднуем День благодарения. Скажите, можно ли нам праздновать его и здесь, в Москве, не грех ли это?
-Почему же грех? – удивился я.
-Ну, мало ли… Мы с ним оба православные. А праздник приходится обычно на начало Рождественского поста, а там же полагается индейка… Но там, в Америке, батюшки всегда всех благословляют отмечать!
- Вот и отмечайте, только индейку замените чем-нибудь.
«Как вы можете одобрять такое ! - воскликнет какой-нибудь ригорист. – Неправославный праздник! Загнивающий Запад!» Неправославный, да. Но нам, современным россиянам, неплохо было бы внимательнее присмотреться к Дню благодарения – на мой взгляд, он заслуживает этого куда больше, чем позаимствованный нашим обывателем Хэллоуин или ванильно-паточный День святого Валентина….
День благодарения, один из самых популярных праздников в США, отмечают в четвертый четверг ноября. Впервые он был отпразднован в 1621 году английскими колонистами, жившими в Плимутской колонии. Предыдущая зима была очень тяжелой и голодной, новая зима также сулила колонистам мало хорошего. Тогда губернатор решил поднять дух своих подчиненных и организовал первый День благодарения. Праздник совместно отметили британские колонисты и их соседи-индейцы, благодаря помощи которых Плимутская колония выжила в первую голодную зиму. Колонисты – а все они были христиане - привнесли в этот праздник глубокий религиозный смысл — они видели в нем способ поблагодарить Бога за Его милости.
День благодарения стал государственным праздником в США и Канаде. С Днем благодарения связан ряд традиций, которые американцы свято хранят. Все члены семьи обязательно должны сходить в церковь, а после службы собраться за праздничным столом, обычно – младшие члены семьи в доме старших. В преддверии Дня благодарения американцы стараются накормить и как-то порадовать тех своих ближних, которым не повезло в жизни, благотворительность в связи с этим праздником считается доброй традицией. Скажем, на станциях метро устанавливаются особые столы, куда все желающие могут положить свои пожертвования, в том числе продукты.
Это – день благодарности человеческого сердца: просто за жизнь, за тепло семейного очага , за крепкие руки отцов и дедов, которые поддерживают детей и внуков в их шагах на земном пути…
Смысл праздника – благодарность – видится мне очень важным. Благодарность – то, чего так остро не хватает нам сегодня в нашей суетной, поверхностной жизни. Мы часто неблагодарны, потому что не ценим то хорошее, что уже есть у нас. Не ценим того, что еще живы наши родители, и мы пока еще можем подержать их за руку, сказать им теплое слово, хотя бы и по телефону. Не ценим того, что рядом с нами – муж, жена, дети, друзья, такие привычные, но такие уязвимые перед лицом болезней и несчастий. Не ценим быстротекущего времени, минут покоя и счастья, домашнего тепла, накрытого стола, всего того естественного, что дано нам, казалось бы, даром….
Святые отцы христианства говорили о том, что благодарность Богу за всё – лекарство от многих духовных болезней, в частности, от уныния, поразившего современного человека до самых основ его естества, выражающейся в широко распространившихся депрессиях и неврозах. И это в самом деле так. Попробуйте, например, каждый вечер подумать и найти три хороших события, случившихся с вами за день, и поблагодарить жизнь за них. И вот увидите, совсем скоро что-то в вашем сердце изменится к лучшему.
Псалом 99. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Появление радости непросто предсказать, радость непросто обрести и ещё сложнее её удержать. Даже то, что нас чрезвычайно радовало в момент обретения, со временем становится обыденным и привычным, что приводит к утрате радости. Так дело обстоит абсолютно с чем угодно: с новой должностью, с новым навыком, с новым знанием, с новым домом или машиной, и духовная жизнь здесь не исключение, к ней человек тоже привыкает. Тем не менее Священное Писание не оставляет попыток призвать нас к радости и побудить веселиться. Делает это и звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 99-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Услышанный нами только что псалом — это один из таких называемых хвалебных псалмов, он призывает хвалить и славить Бога. А ещё псалом призывает с веселием служить Богу. Но как быть, если веселья нет? Неужели надо возбуждать в себе нужную эмоцию искусственно? И стоит ли себя укорять, если прозвучавший сегодня псалом не находит в нас ровным счётом никакого отклика?
Ответ на эти вопросы кажется очевидным: нет, конечно же, мы не должны пытаться вызывать в себе радость искусственным путём, во-первых, это весьма глупо, а во-вторых, псалом, говоря о веселии, вовсе не подразумевает то эмоциональное переживание, которые мы привыкли понимать под этим словом.
Для того, чтобы понять, какую радость и какое веселие имеет в виду Давид, нам стоит обратить внимание на комментарий преподобного Исихия Иерусалимского, который он дал на услышанный нами сегодня псалом: «Пророк разумеет не здешнюю радость. Подобно тому как для зрелых мужей кажется смешною радость детей, потому что они радуются и восхищаются ничего не стоящими вещами, так и радость грешников представляется достойной порицания для праведников, потому что они радуются нахищенному и награбленному богатству и другим подобного рода вещам, которым нельзя будет радоваться, когда мы должны будем предстать пред страшным Судиею». Иными словами, веселье, к которому призывает псалом, не имеет никакого отношения к радости приобретения чего бы то ни было, неважно, было это приобретение праведным или же нет. Преподобный Исихий продолжил свою мысль весьма радикальным образом: «Мы должны радоваться, когда подвергаемся ограблению, подвергаемся клеветам, потому что с такою радостью можем явиться пред лицо Божие».
Конечно, логика преподобного Исихия совершенно верная, ведь она основана на словах Самого Спасителя мира Господа Иисуса Христа, сказавшего всем христианам прекрасно известные слова: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11–12).
Однако вряд ли можно предположить, что своим псалмом Давид призывал лишь к радости пострадавших за Имя Христово: Давид не слышал Христовы заповеди блаженств, да и духовная радость подаётся Богом не только тем, кто подвергается гонениям, она подаётся и тем, кто любит Бога, всем сердцем стремясь к Нему, такая радость — следствие прославления Бога, прославление же может иметь самые разные формы, Давид своим псалмом предлагает начать со славословия, и, как показывает практика, в большинстве случаев славословия бывает достаточно для того, чтобы ощутить то самое веселье и радость духовную, о которых мы услышали в прозвучавшем сегодня псалме.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Апостол Павел
Евр., 320 зач., IX, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Открывая для себя Священное Писание, верующие люди нередко поражаются разнице между Ветхим и Новым Заветом. Причём обычно больше всего их удивляет изменение тональности, в которой Бог говорит с людьми. Но только ли тональность оказывается важна или что-то по-настоящему меняется в отношениях Бога и человека? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Изучая древние цивилизации, исследователи неизменно находят среди артефактов следы религиозности людей, которые эти цивилизации создавали: жертвенники, гробницы, глиняные фигурки божеств или их изображения. Но задумаемся вот над чем: если бы археологи нашли останки Адама и Евы, смогли бы они понять что-нибудь об их религиозной жизни? Ответить на этот вопрос точно, конечно же, невозможно хотя бы потому, что из свидетельств Священного Писания мы не знаем во всей полноте, как именно была устроена их религиозная жизнь после изгнания их рая. У нас есть упоминание о жертвах, которые приносили их сыновья, но всё же из Писания ясно, что основная часть их религиозной жизни проходила в духовной сфере. В раю им был дан шанс сделать всю свою жизнь богослужением в том смысле, что вся она могла стать исполнением воли Божией, а значит и служением Ему. Однако выбрав иной путь, Адам и Ева решили распоряжаться жизнью по-своему, чем в одностороннем порядке разорвали свои отношения с Творцом, символом чего навсегда останется грех непослушания и попытка спрятаться от Него за деревьями рая. Чем же стали для них жертвы, пример которых нам являют Каин и Авель? Не захотев сделать всю свою жизнь жертвой Богу и отвернувшись от Него, они стали приносить Богу часть своих трудов как символ того, что до конца их отношения не уничтожены и они стремятся к их восстановлению, пусть пока и в малой мере.
Ветхий Завет стал важным этапом на пути этого восстановления, ведь согласившись стать народом Божиим и святым, евреи, вышедшие из Египта, фактически согласились пожертвовать Богу свою нравственную жизнь. Собратьям Моисея, привыкшим к египетской картине мира, к нравственным нормам хотя и просвещённых, но всё же язычников египтян, пришлось уйти и принять новые, необычные и незнакомые, местами довольно трудноисполнимые, но всё же совершенно необходимые правила жизни. В том числе и правила жизни богослужебной, которая описывается в книге Левит довольно подробно. Основной формой выражения этой жизни стали жертвоприношения в скинии, устройство которой как раз и описывается в сегодняшнем отрывке. Центром всего богослужения был Ковчег Завета, в котором хранились предметы, связанные с явлением силы Божией: манна в золотом сосуде, зацветший посох Аарона и скрижали Завета. Однако, чтобы правильно понять смысл читаемого сегодня отрывка, надо помнить, что звучит он в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Воспитываясь при храме земном и видимом, она стала храмом Бога невидимого. Буквально дав Ему Своё тело для воплощения, Она способствовала не просто изменению тональности, в которой Бог общался с человеком, но вочеловечению Бога, Его вхождению в наш мир. Слово, ставшее плотью, соединяет нас с Собою в теле Церкви, так что теперь мы не просто смотрим на храм земной и не только вспоминаем предметы, с которыми связано проявление славы Божией, мы сами можем стать храмами Духа Святого и явить славу Его в своей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Длительная реабилитация для детей с ДЦП в медцентре «Милосердие»

Каждое утро по будням четырехлетняя Настя, как солнышко, будит дружную семью: маму, папу и старшего брата. После завтрака все расходятся по своим делам — мама на работу, брат в школу, а у Насти с папой Евгением особая задача. Из Подмосковного города они едут на реабилитацию в столицу, в Марфо-Мариинскую обитель. Там расположен медицинский центр «Милосердие», где помогают тяжелобольным детям.
Родители впервые привезли сюда Настю два года назад по рекомендации знакомых. Тогда девочка не садилась, не ползала и не держала голову. И поначалу папа с мамой с трудом верили в успех реабилитации. Но уверенность и расположение специалистов развеяли их сомнения.
Садиться, держать голову, ползать и делать первые шаги — всему этому Настя научилась в Марфо-Мариинском медицинском центре. Кроме этого, специалисты предоставили девочке активную инвалидную коляску, которая позволяет ей быть более подвижной.
Сейчас Настя продолжает осваивать важные навыки — пытается есть и одеваться без помощи взрослых. А ещё она начала посещать Елизаветинский детский сад, где учится играть и общаться с другими детьми.
Папа с мамой радуются успехам дочери, которая когда-то лежала неподвижно на их руках, и не перестают благодарить Бога и специалистов медицинского центра за настоящее чудо.
Вы можете помочь совершаться таким чудесам, поддержав работу Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» на его официальном сайте. Подарим тяжелобольным детям возможность проходить длительную реабилитацию и становиться самостоятельнее.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











