Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 34-44

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Когда люди говорят о конце света, они обычно представляют его как вселенскую катастрофу. Но почему мы обычно так его себе представляем и как он будет проходить на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 24-й главы Евангелия от Матфея, который наряду с дневным отрывком может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Как известно, христианское представление о времени линейно, то есть история нашего мира не циклична, она когда-то началась по воле Творца и завершится в известное для Него время. И хотя, когда именно наступит конец истории, никому неизвестно, некоторые его признаки Иисус Христос в Евангелии описывает довольно ясно. Впрочем, учитывая умение современных людей доверять самым разным источникам и традициям, иногда представления о конце света обретают довольно необычные формы. Скажем, в 2012 году в сознании многих людей христианские представления о том, что апокалипсис будет временем испытаний, смешались с представлениями, которые кто-то вывел из календаря древних майя. Соответственно, одним люди верили по форме, другим по содержанию. Я лично знал человека, купившего тогда дом в глухой деревне и заполнившего его подвал продуктами и техникой. Причём продержаться там он собирался 3,5 года, опять же ориентируясь на христианскую книгу Откровения апостола Иоанна Богослова.
Отрывок из Евангелия от Матфея, который мы сегодня услышали, посвящён тому, что принято называть концом света. Однако описывает он грядущее довольно необычно. Мы привыкли к тому, что конец света связан с космическими и земными катаклизмами, с войнами, эпидемиями, развращённостью, гонениями на христиан и всеми подобными вещами. Более того, появление даже части этих признаков приводило к тому, что люди ждали конца света со дня на день, иногда даже называя точные даты. Но вот в сегодняшнем отрывке мы слышим, что жизнь перед концом будет подобна жизни во времена Ноя. Мы могли бы предположить, что сходство будет по мере озлобленности, которая, судя по книге Бытия, действительно царила в то время, но Спаситель обращает внимание на другое. Жизнь будет настолько обычной, что никто и не подумает о какой-то опасности. Как не думали об опасности потопа во времена Ноя. Будут есть, пить, создавать семьи и не думать ни о чём.
Но как же совместить более привычное описание с тем, что мы услышали в сегодняшнем чтении? Думаю, всё довольно просто, ведь люди всегда совмещали эти два описания в своей практической жизни: во время войн и эпидемий вступали в браки, во время гонений рожали детей. Тем более, речь не только о христианах, но и обо всех людях вообще. Вполне вероятно, что гонения не христиан не коснутся, или коснутся как-то иначе, а развращённость они вообще могут назвать вариантом нормы. Но особенно интересно привычный строй жизни подчёркивается тем, что люди разделятся на праведных и грешных не столько по видимым признакам, сколько по внутреннему устроению, ведь из двух работающих в поле или занимающихся домашним хозяйством, кто-то будет признан Божьим, а кто-то принадлежащим миру сему. И это последнее обстоятельство самое важное, ведь именно из него мы понимаем: для того чтобы спастись при кончине мира, не нужно будет никуда уезжать и прятаться, можно будет заниматься обычной человеческой работой, главное при этом внутренне ориентироваться на Бога и Его волю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов