
Мы обычно начинаем ценить те или иные вещи, когда их теряем. Так, к сожалению, устроено человеческое сознание. Случается, впрочем, что подобный опыт постигают и святые. В этом можно убедиться, вникнув в содержание псалма 83-го, что звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 83.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом.
2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живому.
4 И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
5 Блаженны живущие в доме Твоём: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.
7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает её благословением;
8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!
10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.
11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь даёт благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.
13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
Псалом 83-й был составлен во времена царя и пророка Давида, но не им лично. Автором прозвучавшего произведения стал служитель Иерусалимского храма. Не священник, правда, а так называемый левит. Что-то наподобие прислужника, пономаря. Этот левит вместе с другими верными Давиду придворными оказался в добровольном изгнании, случившемся после начала бунта Авессалома — сына Давида и наследника трона.
Авессалом решил свергнуть отца, а затем убить его. Давид же не хотел устраивать гражданской войны, стремился достучаться до совести сына, помочь ему исправиться. Потому уклонение царя от конфликта не следует понимать как слабость. Наоборот, это была позиция мудрого, сильного человека. Что, впрочем, не отменяло страданий, вызванных решением отправиться в отчасти добровольное изгнание. Страданий — и для Давида, и для оставшихся ему верными подчинённых. О чём и свидетельствует услышанный нами псалом.
Автор, в частности, пишет: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живому». Псалмопевец сравнивает себя с различными животными. И находит, что произведённое сравнение — не в его пользу. Вот какие слова мы слышим: «И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих». Из глубины сердечной скорби левит, составитель псалма, просит Бога о помощи — о возвращении мирных времён, о прекращении междоусобицы.
Практический выход из ужасного состояния государственной междоусобицы автор псалма видит в возвращении на царский трон легитимного правителя — праведного Давида. А именно: «Боже, защитник наш! Приникни и призри на лицо помазанника Твоего». Помазанником называется законный царь, которого в своё время помазал на царство святой пророк Самуил. Пожелание псалмопевца исполнилось — Давид вернулся на трон, а Авессалом, не захотевший покаяться, погиб. О чём царь горько горевал.
Пока же длились дни изгнания левит-псалмопевец сетует о недоступности храма Божия, находившегося в Иерусалиме. Печалится, что не имеет возможности там послужить, спокойно помолиться. Или как мы слышали: «Один день во дворах Твоих (Господи) лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». И левит уверен, что если будет верен Господу, то сможет познать радость от доброго окончания всех испытаний. Вот что он пишет: «ходящих в непорочности Бог не лишает благ. Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!» В конечном счёте, автор псалма оказался прав. Верные Богу люди победили, а коварные познали поражение.
Псалом 83-й призывает нас не теряться при наступлении трудных обстоятельств, но стремиться быть храбрыми, стойкими, верными Богу. Примером тому служит и царь Давид, и безымянный левит, составивший услышанный нами псалом. Будем же подражать этим мудрым людям, и Господь никогда нас без Своей помощи не оставит.
Псалом 83. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 83. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Еф., 217 зач., I, 7-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек властен настолько исказить себя, что в нём перестанет просматриваться образ Божией. Однако даже в этом случае образ Божией никуда не девается, а потому как бы ни был человек далёк от Бога мы не должны забывать, что перед нами не просто плоть и кровь, перед нами тот, ради кого воплотился, пострадал, умер и воскрес Христос. Эту же логику можно перенести и на крещение, в котором мы получаем свободу от грехов, а затем и благодать Святого Духа, которую в древних текстах в ряде случаев именуют печатью, то есть тем, что указывает на принадлежность вещи или человека некоему хозяину. О печати Святого Духа говорит и апостол Павел в 1-й главе своего Послания к Эфесянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 1.
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его
Изъясняя богословские истины, апостол Павел написал замечательные слова и о Святом Духе, на эти слова стоит обратить наше особое внимание: «Вы... уверовав в Него [то есть во Христа — е.Ф.], запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф. 1:13–14).
В примыкающем к таинству крещения таинству миропомазания центральный момент — это помазание человека благовонным маслом — миром, это помазание сопровождается словами священника: «Печать дара Духа Святого». Конечно, само миро священник буквально через несколько минут после совершения таинства миропомазания смывает, однако печать таинства неизгладима, она — своего рода собственный знак Бога. Именно так её и осмысляет Церковь.
Здесь можно вспомнить несколько цитат из Священного Писания, которые Церковь относит к печати Духа Святого. Во-первых, это слова из Откровения Иоанна Богослова: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырём Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7:2–3). Стоит также вспомнить и о словах пророка Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4).
Конечно, цитаты можно было бы продолжить, но и из этих двух понятно, что существует некая таинственная печать, проставление которой санкционировал Бог и по которой в дальнейшем Бог определяет принадлежащих Ему людей. Пророк Иезекииль ясно сказал, что эту печать могут нанести на себя лишь те, кто способен видеть зло и переживать о нём, тот, кто не готов мириться со злом — ни в себе самом, ни в окружающем мире.
Да, человек изменчив, а потому в какой-то момент у него могут возникнуть совсем иные интересы, его может поработить грех, однако Церковь верит, что печать дара Святого Духа остаётся неизгладимой, и что она — есть залог нашего спасения. Из этого можно сделать довольно очевидный вывод: христианин всегда может вернуться к своему первоначальному состоянию, то есть к тому состоянию, которое у него было сразу же после крещения, для этого не надо ничего, кроме искреннего желания изменить свою жизнь, ну а дальнейшее сделает благодать Святого Духа, и она же станет тем знаком, по которому Бог определит Своих рабов в день Страшного Суда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Знаменский храм в с. Яковлево». Александр Воробьев

У нас в студии был инициатор восстановления Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области Александр Воробьёв.
Разговор шел об истории храма, о его возрождении и о том, как храм объединяет неравнодушных людей.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о необычных инициативах, направленных на сохранение духовного, исторического и культурного наследия.
Первая беседа с участниками вокального ансамбля «Антик» Анастасией Сысоевой и Михаилом Голотвеевым была посвящена привлечению внимания к разрушающимся храмам через музыку (эфир 22.09.2025)
Вторая беседа с режиссером Николаем Котяшем была посвящена фестивалю деревенского кино «Печка» (эфир 23.09.2025)
Третья беседа с реставратором Ниной Пироговой была посвящена проекту «Добрая кисточка. Сохранение храмов Каменского района» (эфир 24.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Лидия Рой

Гостьей рубрики «Вера и дело» была руководитель лаборатории креативных индустрий Московской школы управления «Сколково», председатель Совета Торгово-промышленной палаты России по вопросам креативных индустрий Лидия Рой.
Лидия рассказала о своём профессиональном пути: от международной кооперации и поддержки экспорта малого и среднего бизнеса до создания лаборатории креативных индустрий. Она объясняет, что в этот сектор входят музыка, кино, дизайн, издательское дело, архитектура, ремёсла, цифровые технологии, и подчёркивает экономическое значение креативной экономики. Затрагивались темы государственной поддержки, развития регионов через культурный код, сохранения человеческого капитала и новые возможности, которые открывают цифровые технологии и метавселенные.
Особая часть беседы посвящена вере. Лидия вспоминала своё детское знакомство с Библией и говорила о том, как вера помогает принимать решения и преодолевать кризисы. По её словам, важно, чтобы профессиональная деятельность была не только про бизнес, но и про служение Богу и людям.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова.