
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Все люди стремятся к счастью, и все прекрасно знают, что длительное ощущение счастья недостижимо. Не потому, что мы ставим себе совершенно невероятные цели, но потому что, достигая желаемого и побыв счастливыми несколько мгновений, мы снова чувствуем жажду чего-то большего. Но чего же мы жаждем на самом деле? Библейский ответ на этот вопрос звучит в 41-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 41.
1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.
2 Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!
3 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие!
4 Слёзы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?»
5 Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма.
6 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
7 Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар.
8 Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною.
9 Днём явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей.
10 Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
11 Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?»
12 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Всякий, кто когда-нибудь пил воду, утоляя долгую и мучительную жажду, знает чувство удовлетворения, которое при этом возникает. Вместе с тем ясно, что эмоциональное переживание оказывается таким ярким потому, что жажда укоренена в нашем теле и является базовой физиологической потребностью. Здесь совершенно неважно, экстраверт ты или интроверт, любишь музыку или живопись, если ты живой человек, ты будешь испытывать радость от удовлетворения жажды и будешь спокоен, когда вода будет в свободном доступе и её будет достаточно. Потребности душевные гораздо тоньше и переживаются всеми по-разному. Одни люди стремятся к шумным компаниям, другие любят тишину и одной физиологией это вряд ли возможно объяснить. Наконец, есть потребности духовные, которые для большинства людей ещё менее очевидны и уже совсем не сводимы к физиологии. Зачастую мы догадываемся об их существовании, когда удовлетворение телесных и душевных потребностей не приносит нам радости. Но подобные догадки зачастую остаются догадками, потому что телесное и душевное настолько нас переполняет, что для духовного попросту не остаётся места.
Псалом 41-й, который мы сейчас услышали, написан от лица человека, который в трудностях и лишениях почувствовал, что подлинную радость ему принесёт только Бог. Обычно в трудностях люди восстают на Бога, возмущаются тем, что с ними произошло, однако псалмопевец остаётся Ему верен. Образ жажды, который он использует, прекрасен и очень поэтичен. Но наши собственные религиозные переживания обычно настолько скромнее, что сравнение их с тем, что переживал Давид, может ввергнуть нас в отчаяние. Давно ли мы читали Евангелие с тем же чувством, с каким читаем долгожданное письмо от близкого друга? Давно ли причащались с такой же радостью, с какой едим, сильно проголодавшись. Давно ли молились так же охотно, как говорим с интересным собеседником? Честные ответы вряд ли нас порадуют. Но примечательно, что автор псалма не сводит своё переживание к этим образам. От нас не сокрыта внутренняя сложность его переживаний, ведь, с одной стороны, душа его жаждет встречи с Творцом, но с другой она же унывает и смущается. Перед нами мятущийся человек, который попал в беду и стремится обуздать душевное смятение. Перед лицом испытаний он чувствует, что не может найти в мире никого подобного Богу — крепкому и живому. Ведь всё разрушается, всё умирает, и только Бог крепок и жив, только Он Спасает. Иногда мы приходим к Богу за земными благами, но сами при этом не понимаем, что бездна нашего сердца ничем земным наполниться не может. И только осознав, что жажда, которая в нас, — это жажда не тварных вещей, но самого Бога, в общении с Ним мы обретаем покой.
Псалом 41. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 41. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 212 зач., V, 11-21.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из крайне важных тем Нового Завета — это тема христианской свободы. Писал о ней и апостол Павел, услышать его мысли мы можем в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 5-й главы Послания к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок.
Глава 5.
11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12 О, если бы удалены были возмущающие вас!
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Апостол Павел, как и всякий другой разумный человек, прекрасно понимал, что свобода может превратиться в западню. Именно об этом мы только что и услышали: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу» (Гал. 5:13).
Павел в своих посланиях настаивал, что у христиан есть лишь один закон, в Послании к Римлянам этот закон назван «законом духа жизни во Христе Иисусе» (см. Рим. 8:2). Но каким образом мы можем понять, что же именно в той или иной ситуации предписывает делать этот закон? В случае с законом Ветхого Завета или же с законами государства всё довольно просто: всегда можно взять и прочитать, ведь есть сборники законов. Тот, кто их нарушает, подлежит наказанию. Но как быть с законом духа жизни во Христе Иисусе? Мало того, что дух не поддаётся формализации, так ведь невозможно формализовать ни жизнь, ни Спасителя нашего Иисуса Христа! Иными словами, говоря о христианском законе, мы попадаем в ситуацию крайней неопределённости. Да, конечно, у нас есть канонические сборники Вселенских Соборов, у нас есть постановления Поместных Церквей, у нас есть описания тех или иных церковных практик, у нас вообще очень много самых разных текстов, каждый из которых чрезвычайно важен и полезен. Однако сколько бы у нас ни было у нас текстов, их количество никогда не будет достаточным для того, чтобы во всей полноте описать закон духа жизни во Христе Иисусе.
Апостол Павел не пытался положить этот закон на бумагу. Павел поступил единственно возможным способом: он предостерёг, что дарованная нам свобода от оков Ветхого Завета вовсе не означает вседозволенности, и чтобы не попасть в эту вседозволенность, нам не стоит забывать, что основная Христова заповедь — это заповедь о любви к Богу и к ближнему. Соответственно, человек свободен тогда, когда он с любовью служит другому, и само это служение не позволит человеку обратить свободу в её противоположность.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим «Добрый дом» — место, где царит доброта, поддержка и забота

«Добрый дом» — это благотворительная гостиница для семей с детьми из регионов, которые проходят длительное лечение в онкоцентрах Москвы. Это место, где нет страха, здесь царит доброта, поддержка и забота. На уютной кухне «Доброго дома» всегда пахнет пирогами и в стенах гостинцы звучит детский смех. Недавно сюда из небольшого села в Приморском крае приехала 10-летняя Кира Андреева вместе с мамой и сестрой. У девочки онкологическое заболевание, и приморские врачи направили её на лечение в одну из столичных больниц. Кире не нужно всё время находится в стационаре, достаточно вовремя приезжать на процедуры и обследования. И если бы не помощь «Доброго дома», семье пришлось бы искать деньги на долгосрочную аренду жилья в Москве. А для мамы Киры — это непосильные затраты.
О том, что есть такой благотворительный проект Андреевы узнали в столичном онкоцентре от других семей из регионов. И удивились тому, что в «Добром доме» всё предоставляют бесплатно — проживание, еду, средства гигиены, игрушки и одежду. А ещё тем, кто здесь живёт, оплачивают проезд на такси до больниц и обратно. В благотворительной гостинице есть игровая комната, свой сад, огород и теплица. Несколько раз в неделю тут проводят различные мастер-классы и другие активности. Всё это помогает детям и взрослым отвлекаться от больничных будней и тревог.
Кира Андреева нашла здесь друзей среди тех, кому также приходится преодолевать трудности на пути к выздоровлению. В «Добром доме» одновременно проживают до ста семей из разных уголков страны. И чтобы у проекта оставалась возможность помогать всем, кто в этом нуждается, ему необходима поддержка. Вы можете сделать любой благотворительный взнос на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка в помощь храмам». Анастасия Сысоева, Михаил Голотвеев

У нас в студии участники вокального ансамбля «Антик»: художественный руководитель ансамбля Анастасия Сысоева и солист ансамбля, звукорежиссер Михаил Головтеев.
Мы говорили о том, как профессиональные музыканты привлекают внимание к старинным храмам, требующим восстановления и реставрации.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ о необычных инициативах, направленных на сохранение духовного, исторического и культурного наследия.
Все выпуски программы Светлый вечер