Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 1-14

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С одной стороны, Христовы притчи довольно просты, ведь Господь использовал понятные Его слушателям образы; с другой же стороны — даже ближайшие Христовы ученики далеко не всегда понимали Его притчи. Очевидно, что в притчах простота формы соседствует с непостижимой глубиной содержания. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 22-й главы Евангелия от Матфея, он содержит в себе притчу о званых на брак. Это довольно непростая притча, давайте послушаем её и попытаемся разобрать некоторые особенно сложные её фрагменты.
В только что нами услышанной притче не может не удивлять упоминание насилия. Казалось бы, свадьба, свадебный пир, радостное событие, откуда здесь может взяться насилие? Почему вдруг некоторые из приглашённых так странно отреагировали на приглашение? Почему они убили тех, кто пришёл позвать их на пир? И почему мы вновь видим жестокость тогда, когда царь заметил на пире людей, одетых не так, как подобает случаю?
Вообще, если переносить слова притчи в современную нам реальность, то получается нечто совершенно невозможное: приглашённые на свадьбу убивают принёсших им приглашение почтальонов, отец жениха связывает и выталкивает из своего дома людей, которых сам же туда и позвал.
Конечно, ничего подобного мы представить не можем. Не могли такое представить и непосредственные слушатели Христа.
В этой причте Спаситель, взяв за основу понятные людям образы, показал, насколько неестественно поведение людей не по отношению друг к другу, а по отношению к Богу. Да, никто не станет убивать тех, кто доставил приглашение на свадебный пир, но посланников Бога, которые принесли приглашение в Царство Небесное, убить можно, и такое убийство кажется вполне естественным, ведь эти Божии посланники очень неудобные люди, они всегда не вовремя лезут со своей проповедью и мешают жить нормальную человеческую жизнь. Конечно, Христос здесь имел в виду пророков, ну а дальнейшая история показала, что на пророках убийства не прекратились, напротив, с распространением христианства их стало больше, доказательство тому — сонм христианских мучеников.
Но почему же и Бог оказывается жестоким? Почему Он делает то, что непросто объяснить с позиции привычной нам логики? Почему он повелевает связать и выгнать тех, кто оказался на пиру в несоответствующей случаю одежде?
Дело здесь в том, что приглашение на пир подразумевает наложение определённых обязательств на тех, кто примет это приглашение. Бог приглашает нас к общению с Собой, приглашает быть рядом и насладиться пиром веры. Ответом на призыв Бога должно стать приведение себя самого в надлежащий для общения с Богом вид. И Бог через Свою Церковь даёт нам все необходимые для этого инструменты. Давайте постараемся быть разумными и не только откликнемся на приглашение Бога, но и не забудем одеть свои души в одежды чистоты, целомудрия и любви!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов