Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 10-23

Один из излюбленных приёмов, при помощи которых Христос общался с людьми, была притча. Почему Спаситель использовал этот жанр? Не проще ли было разъяснять слушателям всё прямо, конкретно, как в учебнике по философии или богословию? Ответ на этот вопрос найдём в отрывке из 4-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
В только что прозвучавшем отрывке ученики спрашивают Спасителя, что Он имел в виду Своей притчей о сеятеле. И в ответ они слышат: «внешним всё бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи». В другом Евангелии Христос выражается ещё более определённо: «Потому говорю им притчами, что они, видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют». То есть что получается? Люди и так не готовы понять слов Спасителя. У них недостаточно для этого духовного опыта. А Господь ещё и усугубляет ситуацию. Предлагает им очень многозначные и сложные образы. Согласитесь, довольно странно. Как же всё-таки понимать эти слова Христа?
Дело в том, что проповедь Спасителя звучала среди людей, которые были укоренены в иудейской традиции веры. С детства они слышали в храме и синагоге религиозные тексты, а также поучения мудрых раввинов и богословов. Это было для них привычно, обыденно и уже не трогало ни их сердце, ни их ум. Многое они воспринимали на автомате, как данность. Они даже не задумывались о тех глубоких смыслах, которые таит в себе то или иное слово или же тот или иной духовный текст. Смысл проскальзывал мимо их сознания. А потому они «видя не видели, и слыша не слышали». Потому и не могли встретить Бога в своей жизни.
Поэтому Господь и предлагает им приточные образы. Эти образы парадоксальны. Они делали привычное непривычным, странным. Они ставили слушателей в тупик. Обескураживали их, оставляли в недоумении. Люди уходили от Христа не с ответом, а с вопросом. И этот вопрос полностью завладевал их сознанием. Он побуждал их активно размышлять над сказанным и над собой. Другими словами, Христос говорит притчами не потому, что Его слушатели всё равно ничего не поймут, и Он хочет скрыть от них тайное знание. Он использовал притчи для того, чтобы они вдруг увидели своё непонимание. Увидели, что их духовное око замылилось. Это состояние поиска ответа мучительно. Однако именно оно залог того, что Бог даст человеку новый духовный опыт.
Так и нас Евангелие призывает к постоянной работе. Суть её в том, чтобы примерять сказанное Христом на себя. Применять это к своей уникальной жизненной ситуации. Не успокаиваться на том, что однажды прочитал, услышал и о чём-то получил общее представление. Но даже самый привычный и понятный отрывок Евангелия воспринимать как парадокс, как личный вызов, как вопрос, который мы ежедневно должны задавать себе: а как я в моих обстоятельствах сегодня могу исполнить заповедь Спасителя? Как я могу исполнить волю Бога? Как я могу послужить людям? Чем больше это состояние будет занимать мой ум и сердце, тем глубже будет ответ. Он придёт или через обстоятельства жизни, или через людей, или прозвучит во время молитвы в моей собственной душе. Именно так наш духовный слух становится всё более чутким, а нашему духовному взору всё отчётливей открываются тайны Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов