В двадцать три года Ростовская княгиня Мария осталась вдовой с двумя детьми. Она не унывала, растила сыновей, до их совершеннолетия одна управляла огромным княжеством. И вспоминала. Вспоминала своего отца, Михаила, князя Черниговского, замученного в Золотой Орде. Вспоминала мужа, князя Ростовского Василия, погибшего там же. Первые Ростовские летописи, дошедшие до нас, принадлежат перу молодой княгини.
…Вот взобрался к ней на колени сыночек, не помнящий отца в лицо из-за малолетства:
КНЯЗЬ БОРИС:
- Матушка, каким был отец?
КНЯГИНЯ МАРИЯ:
- Был отец твой князь Василий лицом красив, очами светел и грозен, сердцем лёгок, в бою храбр, в советах мудр, разумен в делах.
КНЯЗЬ БОРИС:
- Почему же он не смог победить врагов и вернуться к нам?
КНЯГИНЯ МАРИЯ:
- Как говорит Соломон, «когда слабеют люди, побеждается и сильный». Так случилось и с нашим храбрым отцом и войском его.
КНЯЗЬ БОРИС:
- Может быть, предало его войско?
КНЯГИНЯ МАРИЯ:
- Что ты! Из тех, кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, никто уже не мог быть слугой другого князя. Очень любил Василий слуг своих.
КНЯЗЬ БОРИС:
- Матушка, я хочу быть, как отец!
КНЯГИНЯ МАРИЯ:
- Христос с тобою сынок! Может, смилуется Господь, отведет беду!
Князь Василий Рострвский был славного рода. Его прадедом был Юрий Долгорукий, двоюродным дедушкой – Андрей Боголюбский, двоюродным братом – Александр Невский. Василий верно служил своему дяде – великому князю Владимирскому Георгию, основателю Нижнего Новгорода.
После первого поражения русских войск от иноземных полчищ при реке Калке князья еще не поняли, какой страшной опасности подвергаются их земли, да и сами их жизни. Они играли свадьбы, веселились – женился Василий на Марии Черниговской, оженил своих двух сыновей и Владимирский князь. И не знали они на брачных пирах, что жить им оставалось всего несколько лет.
Когда под ударом иноземцев пала Рязань, великий князь Георгий кинулся за Волгу - собирать войско. В это время враги внезапно захватили Владимир и сожгли его. В огне погибла вся семья владимирского князя. Узнав о гибели столицы и своих близких, князь чуть не лишился рассудка, рвал на себе волосы и кричал страшным голосом, по свидетельству летописи. И только Василий, подоспевший с Ростовсим войском, смог его хотя бы немного утешить.
Князь Василий видел, что силы русских и иноземцев неравны. Но он поддержал желание потерявшего семью Георгия дать бой, хотя дома у него самого осталась молодая жена и два маленьких сына. Другие русские князья отсиживались по своим княжествам, ожидая, чья возьмет. И вот, два отважных князя сошлись с врагом. В неравной схватке при реке Сити русское войско было разбито. Князь Георгий погиб, а Василия захватили в плен.
Когда молодого князя привели к хану, тот пожалел его. Василий был так красив и так храбр! Хан предложил ему свободу в обмен на обещание поступить к нему на службу, и встать на сторону захватчиков. Мария с сыновьями ждала дома…
КНЯЗЬ БОРИС:
- Матушка, как погиб отец?
КНЯГИНЯ МАРИЯ:
- Глумились враги над князем, говорили: отрекись от своей веры, принимай нашу. Где Бог твой, почему Он оставил тебя?! Отвечал им князь: Неужели вы думаете, сыны тьмы, что Бог с вами? Он предал нас в ваши руки, чтобы очистить наши грехи и даровать жизнь вечную. Вы же за злодеяния ваши будете вечно мучиться в геенне! Так говорил бесстрашный князь. Не вытерпели нечестивцы таких слов, набросились на связанного князя, и зарубили его.
КНЯЗЬ БОРИС:
- Матушка, я отомщу за отца!
КНЯГИНЯ МАРИЯ:
- Бог отомстит, сынок! Очистит нашу землю от вражьей саранчи, когда придет срок.
До Куликовской битвы было еще сто лет. Все эти годы подвиг князя Василия, безрассудно кинувшегося на защиту чужого княжества, был примером для русских князей. И только тогда, когда все они сумели стать, как Василий – один за другого, Бог даровал им победу.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.