
Сегодня 26 августа. Церковь празднует Преставление и перенесение мощей преподобного Максима Исповедника, жившего в седьмом веке.
О почитании святого — священник Стахий Колотвин.
Главный день памяти для любого святого — это день его смерти. В этот момент он соединяется со Христом. А перенесение, обретение мощей — ну, это уже вторичный день памяти, но не для Максима Исповедника. Потому что, когда он умер и соединился со Христом, для Церкви всё равно о нём не вспоминали: он был осуждён как еретик еретиками-монофелитами с подачи монофелитского императора.
Более того, когда Шестой Вселенский собор по трудам Максима Исповедника во многом защитил православную веру и монофелитство было посрамлено, о Максиме Исповеднике никто не вспомнил, и только к Седьмому Вселенскому собору, благодаря тому что Максим Исповедник, рассуждая о Христе, о Его божественной и человеческой воле, говорил и о святых иконах, уже он был прославлен только тогда в лике святых и вошёл в строй отцов Церкви, чьи труды надо изучать и почитать.
У Максима Исповедника есть очень важные пророческие слова о том, что Господь ценит наши намерения. Потому что, когда Максим Исповедник умирал — да, вот, 82 года: отрубили правую руку, чтобы ничего не мог написать, отрезали язык, чтобы ничего не мог сказать в защиту православия, — и никакой, вроде, внешней надежды нет. Вот, православная вера гибнет, врата адовы церкви одолевают, только Господь на Страшный Суд сейчас придёт.
Но Максим Исповедник, который не видит результатов своих трудов, который умирает, не видя вот этой надежды, кроме надежды и упования на Бога, он всё равно верит: «Господь увидел моё усилие, Господь его оценит, и потом православие на этом усилии восторжествует».
Также и мы: обязательно делаем усилие, Господь ценит наши намерения, даже если что-то не получается, но мы стараемся ради Бога. Господь обязательно благословит.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 48. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной,-
3 и простые и знатные, богатый, равно как бедный.
4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего - знание.
5 Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:
6 "для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?"
7 Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!
8 человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:
9 дорога' цена искупления души их, и не будет того вовек,
10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила - жилище их.
16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:
18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;
19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,
20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.
21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
26 августа. О почитании мощей святых

23 августа, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре.
На проповеди после завершения богослужения Святейший Патриарх говорил о почитании мощей святых.
Вся история этого особого почитания мучеников, исповедников, а позже и святых, преподобных и богоносных отцов связана, в том числе, и с прославлениями их останков. Сейчас эти останки покоятся в прекрасных, роскошных, а иногда из драгоценных металлов сделанных раках, что выражает наше благоговение перед этими останками, нашу любовь к святому угоднику.
Вот как всякий раз, когда прикасаемся к этим ракам, молимся ведь, чтобы угодник Божий помог нам. И вот удивительно, молимся не год, не два, не десять, не сто, — тысячи лет. И вот возникает вопрос: а как вы это можете объяснить, ну какой такой традицией, ну какой такой памятью вы можете это объяснить?
Да, есть память к выдающимся историческим личностям, к императорам, царям, президентам, верховным главнокомандующим. Сколько людей было выдающихся, их имена вписаны в историю, но никому ведь и в голову не придёт лобызать их гроб, их останки.
Мы Богослужебное поклонение обращаем к этим останкам прославленных святых угодников, потому что знаем: они у Бога, и они по любви своей, в том числе и к нам, особенно в тех местах, где они служили, трудились, молились, несомненно, возносят о нас молитву ко Престолу Божьему.
И вот эта молитва праведников, угодников Божьих, она имеет непосредственное отношение к каждому из нас. И когда мы о чём-то просим святого, то верим, что он пред Престолом Божьим о нас Самого Господа попросит. И наши, часто немощные молитвы, во много крат обогащённые молитвами святого угодника, к которому мы обращаемся, приклоняют к нам милость Господа и Спасителя нашего.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 августа. О значении слов для христиан

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Кто во Христе, тот новая тварь».
О нашем обновлении во Христе — игумен Павел (Полуков).
В этих словах апостол в первую очередь обращается к древним пророчествам о новом мире, о новом человеке, о новом человечестве. И мы видим, что вот это всё новое происходит благодаря искупительному подвигу Господа Иисуса Христа. По большому счёту, заслуги человека в этом нет, есть воля и есть распятие и воскресение, которое обновило человечество.
И теперь верующие в Господа нашего Иисуса Христа составляют как бы новое человечество. В чём проявляется эта новизна? Кроме познания единого истинного Бога, Который пострадал за людей и Своим воскресением открыл и нам этот путь.
В преодолении своих страстей, в другом поведении совершенно, мы видим это уже у древних христиан: когда одни во время эпидемии покидают города, христиане остаются ухаживать за больными.
В подвиге князей Бориса и Глеба, которые поступили, уже будучи воспитаны в христианстве, противоположно своему отцу, князю Владимиру, когда он пребывал в язычестве и смог убить своего брата для того, чтобы занять княжеский престол. Святые Борис и Глеб не делали этого, они принесли себя в жертву, будучи христианами, ради мира и ради предотвращения кровопролития.
Все выпуски программы Актуальная тема