
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 179 зач., V, 10-15

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Скромность, конечно, украшает, однако не говорить о самом себе, о своих успехах и достижениях мало кто способен. Интересно, что Священное Писание, понимая, что человек существо гордое и тщеславное, не пытается советовать нам молчать о себе, Писание предлагает нам сместить акцент, и говорить не о внешних успехах, а о своём сердце, то есть о своих духовных достижениях. Такой совет мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах, в которых звучит отрывок из 5-й главы Второго Послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Как известно, в Коринфе далеко не все воспринимали апостола Павла как тот авторитет, которого стоит слушать, и которому нужно подчиняться. Павлу же необходимо было каким-то образом переломить ситуацию, и дело здесь не в том, что апостол жаждал всеобщего уважения и почитания, дело в другом: иначе бы христиане Коринфа не смогли обрести спасение, ведь противники апостола учили вовсе не тому, что может помочь душе человека.
Нам не очень много известно о сути их учения, но из контекста слов Второго послания к Коринфянам можно сделать предположение, что эти люди апеллировали для подтверждения собственного авторитета к чему-то яркому и, на первый взгляд, убедительному. К примеру, они могли указывать на то, что через них Бог совершал чудеса, или же что они были свидетелями земной проповеди Христа, возможно, что у них были рекомендательные письма от кого-то из двенадцати апостолов. Павел же как аргумент использовал очень интересную мысль, которая, впрочем, не вполне удачно выражена в синодальном русском переводе: «Не снова представляем себя вам, но даём вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем» (2Кор. 5:12). Один из современных переводов помогает нам понять мысль апостола: «А говорим мы об этом снова не для того, чтобы возвеличить себя перед вами, но с тем, чтобы дать вам повод хвалиться нами, чтобы было у вас что сказать всякому, кто гордится своими внешними преимуществами, а не тем, что у него на сердце».
В самом деле, мы можем вспомнить многих людей, которым ничем не помогли внешние преимущества. Иуда был учеником Христа, но к чему он пришёл? Со Христом в годы Его земного служения общались очень многие люди, однако стали Его учениками лишь считанные десятки.
Да, апостол Павел не видел Христа, не ходил с Ним по дорогам Палестины, не был свидетелем Христовых чудес, и потому Павел не мог ссылаться на такой опыт, но он мог делать другое: указывать на собственное сердце, ведь именно стремление к чистоте сердечной сделало возможным призывание бывшего гонителя христиан Савла к апостольскому служению, оно же привело Павла к живому и непрестанному общению со Спасителем. Чистое сердце помогло Павлу полюбить Христа, а потому в его жизни исполнились евангельские слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 декабря. О личности Николая Лобачевского

Сегодня 1 декабря. В этот день в 1792 году родился русский математик Николай Лобачевский.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Николай Лобачевский родился в Нижегородской губернии. Его мать рано вдовела, на ее попечении осталось трое детей. Все они поступили в гимназию при Казанском университете, потому что только там дети разночинцев могли получать образование бесплатно. Любовь к математике проявилась в нем в ранние годы. Он самостоятельно изучал труды Гаусса, Лежандра и других великих математиков. На лекциях он скучал и скоро вообще перестал их посещать. На формирование его личности сильно повлияла смерть его брата Александра, который утонул у него на глаза. Медики долго пытались вернуть утопшего к жизни, но не смогли. После этого Лобачевский забросил математику и решил стать врачом. В течение двух лет, пропадая в анатомическом театре, он пытался изобрести универсальную математическую формулу, которая смогла бы помогать человеку в любых недугах. Конечно, ему это не удалось. Несколько раз за время учебы он был на грани исключения из университета за худое поведение. То он ездил по университетскому саду верхом на корове, то дрался с доносчиками, а однажды на спор даже перепрыгнул через преподавателя, опираясь ему на плечи. Однако всегда находил в себе защитников среди профессоров, признававших его гениальность. В молодости, часто сталкиваясь с человеческой несправедливостью, а в зрелом возрасте, с насмешками над своими трудами, он стал отождествлять ее с Богом, не умея различить божественное от человеческого. Пройдя путь от студента Казанского университета до ректора, он оставил гениальные труды по астрономии, физике, алгебре, математическому анализу и гиперболической геометрии. Благодаря ему мы теперь знаем, что параллельные прямые все же пересекаются где-то там в бесконечности. Своим ученикам он оставил завет, земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний и передать его другим.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О неотложности духовной жизни
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите».
О неотложности духовной жизни — священник Николай Дубинин.
Господь своим ученикам говорит прямо. Настанет время, когда вы захотите меня увидеть, но уже не сможете, не будет у вас такой возможности. И размышляя над этими строками Евангелия, нужно задать себе вопрос. А не случается ли так в нашей духовной жизни, когда мы откладываем на потом то, что нам дано сегодня? Например, нам дана возможность свободно посещать храм, богослужение, причащаться, исповедоваться, крестить своих детей. Подумать только, еще несколько десятилетий назад это было невозможно. Невозможно было ходить открыто в храм, крестить и так далее. За это гнали, за это сажали в тюрьмы. И вот наша ответственность, как христиан, состоит в том, чтобы дар Божий не обесценить, не превратить его в обыденность, не замылить глаз, наша степень ответственности в том, чтобы этот дар мы всегда берегли и благодарили Бога за этот дар и воспринимали его как дар. Поэтому обязательно нужно приучать себя еженедельно посещать храм, регулярно причащаться и благодарить Бога за то, что нам сегодня дано.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают».
О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры — протоиерей Максим Горожанкин.
В жизни человека может случиться такое испытание, когда ему вдруг покажется, что он является специалистом во всех областях. Это может касаться и представителя духовенства, и мирянина, и вот об этом пишет святой апостол Павел. Мы должны быть искусными, прежде всего, в духовной жизни, и, упражняясь в жизни духовной, должны в первую очередь учить себя. Учить себя смирению, учить себя духовной жизни. И, видя нашу духовную жизнь, другие люди будут и безмолвно поучаться от нас тем плодам, которые эта духовная жизнь дает и нам, и тем людям, которые рядом с нами. В духовной жизни нет глагола «смирять», есть глагол «смиряться». И вот дай Господь каждому из нас смиряться друг перед другом, не особенно поучая друг друга на словах, чтобы не впадать нам в нравоучения пустые, а радоваться друг о друге во Христе Иисусе Господе наш.
Все выпуски программы Актуальная тема











