
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 179 зач., V, 10-15

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Скромность, конечно, украшает, однако не говорить о самом себе, о своих успехах и достижениях мало кто способен. Интересно, что Священное Писание, понимая, что человек существо гордое и тщеславное, не пытается советовать нам молчать о себе, Писание предлагает нам сместить акцент, и говорить не о внешних успехах, а о своём сердце, то есть о своих духовных достижениях. Такой совет мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах, в которых звучит отрывок из 5-й главы Второго Послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Как известно, в Коринфе далеко не все воспринимали апостола Павла как тот авторитет, которого стоит слушать, и которому нужно подчиняться. Павлу же необходимо было каким-то образом переломить ситуацию, и дело здесь не в том, что апостол жаждал всеобщего уважения и почитания, дело в другом: иначе бы христиане Коринфа не смогли обрести спасение, ведь противники апостола учили вовсе не тому, что может помочь душе человека.
Нам не очень много известно о сути их учения, но из контекста слов Второго послания к Коринфянам можно сделать предположение, что эти люди апеллировали для подтверждения собственного авторитета к чему-то яркому и, на первый взгляд, убедительному. К примеру, они могли указывать на то, что через них Бог совершал чудеса, или же что они были свидетелями земной проповеди Христа, возможно, что у них были рекомендательные письма от кого-то из двенадцати апостолов. Павел же как аргумент использовал очень интересную мысль, которая, впрочем, не вполне удачно выражена в синодальном русском переводе: «Не снова представляем себя вам, но даём вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем» (2Кор. 5:12). Один из современных переводов помогает нам понять мысль апостола: «А говорим мы об этом снова не для того, чтобы возвеличить себя перед вами, но с тем, чтобы дать вам повод хвалиться нами, чтобы было у вас что сказать всякому, кто гордится своими внешними преимуществами, а не тем, что у него на сердце».
В самом деле, мы можем вспомнить многих людей, которым ничем не помогли внешние преимущества. Иуда был учеником Христа, но к чему он пришёл? Со Христом в годы Его земного служения общались очень многие люди, однако стали Его учениками лишь считанные десятки.
Да, апостол Павел не видел Христа, не ходил с Ним по дорогам Палестины, не был свидетелем Христовых чудес, и потому Павел не мог ссылаться на такой опыт, но он мог делать другое: указывать на собственное сердце, ведь именно стремление к чистоте сердечной сделало возможным призывание бывшего гонителя христиан Савла к апостольскому служению, оно же привело Павла к живому и непрестанному общению со Спасителем. Чистое сердце помогло Павлу полюбить Христа, а потому в его жизни исполнились евангельские слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Антон Чехов «Дуэль»: «Деточкой будьте...»

Фото: PxHere
«Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Христос. Одно из самых ярких детских свойств — это умение «не мыслить зла». Дети не способны разглядеть подлость, они до последнего не верят в предательство. И порой этим своим чистым, светлым умением они спасают многих.
Антон Чехов в повести «Дуэль» иллюстрирует именно это качество ребёнка — незлобие — причём ребёнка взрослого, дьякона двадцати двух лет. Кратко напомню сюжет повести. Два непримиримых врага решили стреляться. И вот, секунданты на месте, пистолеты заряжены, дуэлянты начинают сходиться. При этом один из них — зоолог фон Корен — и стреляет превосходно, и щадить врага не намерен, следовательно, трагедия неизбежна, убийство главного героя, Лаевского, неминуемо.
Лаевский, сделав наугад бесполезный выстрел, замирает, глядя в направленное на него дуло пистолета, замирает, кажется, весь мир... и тут приходит спасение. Спасает Лаевского крик дьякона, милого, доброго, полноватого, немного наивного, чуточку смешного человека. Услыхав о дуэли, он решил одним глазком на неё взглянуть, видимо, понятия не имея, что дуэль будет не понарошку, а всерьёз. И, увидев, что фон Корен реально хочет убить Лаевского, дьякон истошно кричит: «Он его убьёт!!» И столько детского ужаса и неприятия в этом крике, что все окружающие, словно по щелчку, вдруг приходят в себя, вывихнутый мир встаёт на своё место хотя бы в отдельно взятой точке.
Произошло чудо: дуэль была прекращена, оба героя, Лаевский и фон Корен, спасены — один от смерти, другой — от смертного греха.
Чтобы подобное чудо было возможно и в нашей жизни, нужно иметь кроткое, незлобивое, как у ребёнка, сердце. И тогда, может быть, мир вокруг нас тоже потихоньку будет вставать на место?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема