Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12

23 августа 2025. Мф., 78 зач., XIX, 3-12 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Какая жизнь угодней Богу? Жизнь семейная? Или может быть жизнь в уединении? Где Господь дает человеку больше помощи и поддержки? Что полезнее для спасения души? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 19 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 19.

03 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

04 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

05 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

06 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

07 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

08 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

09 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Частые разводы среди иудеев во времена Спасителя были нормой. И для религиозных учителей евреев это было проблемой. Ведь, с одной стороны, сам Моисей разрешил разводиться с женой. С другой, люди злоупотребляли этим и расторгали браки по всяким порой незначительным причинам. Жена сварливая, плохо готовит, не сошлись характерами, надоела. Всё это могло стать основанием для расторжения союза. Пытаясь выработать четкие критерии, при наличии которых развод допустим, народные учителя и задают вопрос Христу.

Ответ Спасителя строг и однозначен. Никакого развода быть не может в принципе. Потому что в браке двое становятся одним целым, и Сам Бог скрепляет этот союз. И не стоит сваливать на Моисея. Он допустил развод, потому что прекрасно видел, что в сердце человека действуют такие темные силы, противостоять которым мы самостоятельно не можем. И если не сделать законное послабление, то одержимость проявит себя в какой-то противозаконной уродливой форме. Это как раз таки тот случай, когда из двух зол выбрали меньшее.

Но на этом дело не заканчивается. Начинается второй акт. Ко Христу теперь подходят Его ученики. Они всё слышали, и они в замешательстве. Они понимают, какую планку задает их Учитель. Апостолы видят, что нет у человека собственного ресурса, чтобы с таким трепетом относиться ко своей второй половинке. Поэтому и предлагают они свой вариант решения проблемы — лучше вообще не женится. Тогда всем будет хорошо. Но и это, оказывается, не выход. Потому что и этот путь природа человека сама по себе выдержать не способна.

Итак, перед нами два пути. Путь семейной жизни и путь жизни в уединении. Из тех диалогов, которые мы услышали, следует, что ни первый, ни второй сами по себе не ведут человека ко спасению. Ни первый, ни второй сами по себе не дают счастья. Более того, ни первый путь, ни второй человек сам, своими силами достойно пройти не сможет. Будучи семейным, он начнет томиться и маяться от присутствия близких, будучи человеком неженатым — впадать в уныние от своего одиночества.

Казалось бы, в этой ситуации Христос поступает как-то не по-человечески. Он видит, что люди в тупике. Но Своими ответами будто ещё сильнее закручивает гайки. Это совсем не так. Господь четко указывает выход. «Есть скопцы, — говорит Он, — которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». То есть, есть те, кто отказался жить по собственной воле. Кто словно оскопил, то есть, отрезал от себя свой эгоизм и свои собственные корыстные хотелки. Кто главной целью своей жизни поставил поиск и исполнение воли Божией. Кто самозабвенно стремится во всех своих делах служить людям.

Если такой человек женатый, то он обретает счастье в семье. Если не женатый, и в этом случае его сердце наполнено. Одним словом, ему хорошо в том статусе, в котором он находится. Потому что Бог с ним. И напротив, без Бога он будет томиться и маяться везде и во всем. Видеть проблемы то в людях, то в том, что нет людей. И эта истина очень проста. Но, как говорит Спаситель, «не все вмещают слово сие, но кому дано». А дано тем, кто сам себя делает скопцом ради Царства Небесного. То есть, тем, кто предпринимает для этого конкретные действия, то есть, ежедневно понуждает себя быть сыном Божиим и исполнителем Его заповедей в той ситуации, в которой он находится в настоящий момент.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!