
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 125 зач., I, 18-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Какое-то время назад, пробуя понять, как нейросети отвечают на религиозные вопросы, я спросил одну из них, какая религия самая логичная. Ответы были сложные, так как каждая оказывалась по-своему логичной и нелогичной в той или иной степени. Но какова же логика христианства? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 1-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
В мире религий есть те, что более или менее понятны простому человеку. И, конечно, в первую очередь понятность связана с тем, насколько истины религии соотносятся с нашим житейским опытом. Ведь если мы видим нечто подобное в своей жизни, мы бываем готовы с этим согласиться как с вероятным и естественным. Но если чего-то в нашем житейском опыте мы не наблюдаем, это вызывает у нас сомнения.
О чём же так или иначе говорит большинство религий? О том, что у мира есть Творец, что Он в этом мире Хозяин и сотворил его со своими определёнными целями. При этом, соотнеся подобное понимание с нашим житейским опытом, например, с тем, что в доме или в магазине может быть хозяин, к некоторым религиям у нас могут возникнуть вопросы. Ведь если ты хозяин, ты можешь делать с тем, что тебе принадлежит, всё, что угодно. Это прекрасно отражено в древнем римском принципе патер-фамилия или отец семейства, который предполагал, что старший мужчина в доме может делать со всеми остальными членами семьи всё, что ему заблагорассудится. Он мог их убить, продать в рабство, по-своему распределить между ними наследство, на то он и был отец. Собственно, поэтому в некоторых религиях боги именно так себя и ведут. Они могут давать людям видимую свободу, могут какое-то время не обращать на них внимания, но в какой-то момент их терпению приходит конец, и они, вмешиваясь в жизнь мира, устраивают её в соответствии со своими желаниями и представлениями.
Однако в христианстве всё выглядит несколько иначе. Бог творит человека и даёт ему не видимую, временную свободу, но свободу настоящую, вечную. Человек как личность может самоопределяться по отношению к Богу так, как ему — человеку, угодно. Более того, из истории мы знаем, что человек как раз реализовал свободу неправильным образом и испытывал проблемы с тем, чтобы вернуться к богообщению. Со Своей стороны, единственное, что может сделать Бог, — это прийти на землю, стать человеком и войти в самую глубину человеческого одиночества, человеческого страдания и ужаса. Бог разделяет с человеком опыт смерти.
Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет, что подобное поведение Бога кажется обычным людям чем-то совершенно невероятным, недопустимым и недостойным. Для иудеев оно просто скандально, а для эллинов безумно. Для иудея непонятно, как можно себе представить, что Тот, Кто в Ветхом Завете так просто расправлялся с врагами, не может справиться с грехом в человеке? В свою очередь для эллинов неясно, как можно настолько ценить какое-то тварное, да ещё и материальное существо, чтобы ради него идти на смерть. Так или иначе, что для одних, что для других, это совершенно непонятное и нелогичное поведение. Но для христиан такое поведение Бога единственно возможное. Оно может казаться нелогичным с точки зрения человеческой, но перед нами и не простая человеческая логика, перед нами логика любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











