
Сегодня 13 августа. День памяти святителя Германа, епископа Осерского, жившего в пятом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Город Осер — очень небольшой, но исторически невероятно важный центр, на северо-западе Бургундии. В нём 40 тысяч жителей и 35 исторических памятников, целых три музея национального значения для Франции. Осер известен тем, что ещё в середине III века в нём создалась постоянная православная епархия. В IV–V веках город пережил было период упадка, но возродился благодаря трудам святого Германа.
Годы жизни святого — 380–448. Он происходил из окрестностей Осера и первоначально был высоким сановником, а затем и вовсе губернатором. Управлял он жестоко и в целом антицерковно, но обратился в христианство и, по откровению свыше, с 418 года был епископом Осера. 30 лет он правил своей паствой и скончался в тогдашней столице Западной Римской империи Равенне, где ходатайствовал за своих верных.
Герман основал значимые монастыри, среди которых будущее аббатство в Осере, по сей день носящее его имя. Он был апостолом Британии, проповедовал на островах. Он принимал у себя святого Патрика. По преданию, Патрик 18 лет прожил в Осере, и именно Герман рукоположил его в епископы.
Память святого Германа — замечательный пример того, сколь многим обязана великим древним православным святым современная цивилизация и сколь мало мы о них знаем. Святой внесён в месяцеслов Русской Церкви в 2017 году во исполнение заветов владыки Иоанна Шанхайского, который говорил о необходимости почитания древних православных западных праведников.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 августа. О данной Богом временной власти

В 19-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные Понтию Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше».
О данной Богом временной власти — протоиерей Константин Харитонов.
Нам всем кажется, что на земле есть некая власть у злой силы, и поэтому некоторые люди пытаются даже, к сожалению, с этой властью иметь какую-то связь и даже пользоваться властью.
На самом деле у зла нет власти, у злой силы нет силы, если не даст Господь и не попустит, чтобы она проявила себя в этом мире. Поэтому и Понтий Пилат смог проявить свою силу и свою власть только в той мере, насколько это ему было попущено Богом.
Для того чтобы исполнилось главное: чтобы Господь наш Иисус Христос победил это зло, победил дьявола и спас род человеческий.
Поэтому мы должны для себя помнить: нет силы у зла. Она настолько действует в этом мире, насколько попускает ей Господь.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 августа. О проповеди

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».
О проповеди — игумен Павел (Полуков).
В этих словах апостол в первую очередь говорит о том, что мир, несмотря на свои знания и на свою мудрость, не смог познать Бога, единого великого Бога, через красоту окружающего мира, через его совершенство, через его уникальность, через всю красоту творения. И тогда Бог решает не через знания, а через веру, используя юродство проповеди, возвестить о спасении и о Себе.
И действительно, мы знаем, что для мира, как древнего, так, в общем-то, порой и современного, проповедь о Христе распятом есть юродство, есть нечто, что с трудом воспринимается и даже может восприниматься как безумие. Но именно юродство проповеди сделало так, что вера широко распространилась и смогла изменить окружающий мир.
И конечно, проповедь, слышание Слова Божия, очень важна для человека. Мы помним пример Антония Великого, который, услышав евангельские слова о богатом юноше и о повелении Христа: «Если хочешь быть совершенным, раздай имение свое и следуй за Мной», — насколько он изменился!
То есть эти слова стали примером и основанием монашества. Услышанное слово смогло изменить человека.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 августа. О духовном смысле праздника Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня

Сегодня 14 августа. Начало Успенского поста. Церковь празднует Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
О духовном смысле праздника — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несколько раз в году во время богослужения выносится крест с изображением Господа Иисуса Христа на середину храма для достодолжного поклонения. Вынос креста в древности назывался Изнесением. Это слово унаследовали славянские сборники церковных уставов и песнопений. Приготовленное для креста место, аналой, украшается живыми цветами, добавляются различные ароматы. Богослужение в это время приобретает торжественное звучание.
Всё говорит о благоговейном отношении как к воспоминаемому событию, так и к выносимому из алтаря кресту, напоминающему тот самый крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Как крест, так и священнодействие символизируют любовь Божью к человеку, которая настолько сильна, что дошла до крайней степени смирения ради спасения людей от греха, ради восстановления общения с небом, ради утерянного людьми блаженства, ради подлинной свободы, которую коварством дьявол отнял у человека.
Христос сказал: «Я свет пришёл в мир, чтобы всякий, верующий в Меня, не оставался во тьме». Будем помнить о божественном свете и о божественной любви, которая запечатлена крестом и доказана жертвой Бога, отдавшего Себя за жизнь мира.
Все выпуски программы Актуальная тема