
Апостол Павел
1 Кор., 161 зач., XV, 29-38.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! У каждого человека свой круг общения. Порой, воцерковляясь, люди порывают с прежними друзьями, из-за того, что их интересы совершенно расходятся. Вдруг оказывается не о чем говорить, не о чем переживать и не о чем радоваться совместно. В то же время, смотря на угасающие отношения, нам бывает жаль их, в том числе, потому что мы, пусть и очень по-человечески, любим людей, с которыми общались, и хотели бы поделиться с ними своей верой. Но что же обязательно стоит помнить, выстраивая стратегию отношений с такими людьми? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 15-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
В жизни у человека бывает много компаний, школьная, дворовая, университетская, рабочая... Иногда, если семья дружная и большая, — можно говорить и о компании семейной. И вот, что интересно, вырастая, мы далеко не сразу осознаём, что компании формируются по-разному. Например, мы привыкаем к тому, что не выбираем людей, живущих с нами в одном дворе. Мы не выбираем людей, которые учатся с нами в классе или ходят на секции. Зачастую мы никак не можем повлиять на то, какими будут наши коллеги по работе. При этом, как известно, в компаниях формируется собственный микроклимат и, если только человек не лидер и не заводила, он буквально автоматически, сам того не замечая, стремится к тому, чтобы соответствовать общему настроению.
В сегодняшнем отрывке из послания к коринфянам апостол Павел говорит с учениками об их вере в воскресение мёртвых. После его ухода оказалось, что среди тех, кто называл себя верующими, были те, кто в воскресение не верили. Но не просто не верили, а шли дальше и из своего неверия делали логичный вывод: можно жить, как хочешь, потому что всё равно всем нам предстоит умереть. Мы сегодня настолько привыкли к тому, что существуют самые разные мнения, что нас это может не удивить, хотя, очевидно, нормальный христианин не может не верить в воскресение мёртвых. Но для апостола Павла важно даже не это. Верующим, но сомневающимся, он говорит: не обольщайтесь, братия, дурные сообщества развращают добрые нравы. И это, действительно так. Можно думать о себе очень высоко, считать, что у тебя с нравственной жизнью всё нормально и ты прекрасно понимаешь, что хорошо, а что плохо. Подумаешь, где-то промолчал, когда смеялись над слабым, в другой раз постеснялся отказаться от незначительного, но неправильного дела. И так постепенно оказался буквально опьянён грехом. Прекрасно понимая все эти процессы, апостол призывает коринфян отрезвиться и перестать грешить, потому что развращённому человеку гораздо сложнее собраться с силой воли, чем тому, кто вовремя устоял.
Воцерковляясь, мы открываем для себе не только мир веры, но и мир нравственной жизни, в которой некоторые нормы могут значительно отличаться от тех, к которым мы привыкли. Оглядываясь на свою прежнюю жизнь нам важно помнить предупреждение апостола и стремиться к нравственной чистоте. Но в то же время важно не порывать с людьми окончательно, ведь даже тот, кто развращён и оправдывает свои грехи, может вразумиться и одуматься, услышав от нас весть о том, что умершие воскреснут.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Тропарь Рождества Богородицы»

Один из моих любимых православных праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. Он дорог мне тем, что в сути события, которое празднуется в этот день, заложен важный для меня смысл: призыв никогда не отчаиваться, даже в самой сложной и, казалось бы, безвыходной ситуации. В такой ситуации жили родители Пресвятой Богородицы, святые праведные Иоаким и Анна. Очень долго, до самой старости, они не имели детей. В те времена в Израиле это считалось знаком отверженности Богом. Праведной чете приходилось долгое время претерпевать поношения, выслушивать насмешки и упрёки. Супругам было около семидесяти лет, когда Господь послал им радость быть родителями будущей Матери Божией. Это стало благословением не только для Иоакима и Анны, освобождённых от позора, но впоследствии и для всего человечества. Ведь с появлением на земле Девы Марии мы получили надежду на спасение.
Песнопения и молитвы Праздника Рождества Богородицы пронизаны этой радостью, светом Божьего благословения. Например, тропарь, то есть гимн, посвящённый празднику. Давайте поразмышляем над текстом песнопения и послушаем его в исполнении сестёр храма Табынской иконы Богородицы Орской епархии.
Текст молитвы в переводе на русский язык звучит так: «Рождество́ Твоё, Богоро́дица Де́ва, ра́дость возвести́ло всей вселе́нной, потому что от Тебя родился Христос, наш Бог, наш свет. Он снял с людей проклятье и дал благословение; Он уничтожил смертное мучение в аду и дал нам вечную жизнь на небесах».
Вот как текст песнопения звучит по-церковнославянски: «Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный».
Последние строчки песнопения содержат довольно распространённый в богослужебном наследии приём противопоставления. Проклятию, которому подверглись Адам и Ева за непослушание, противопоставляется благословение Божие, а смерти противопоставляется жизнь. Это говорит о том, что Рождение Пресвятой Богородицы начало изменять мир, ветхозаветным испытаниям человечества пришёл конец, и наступила новая эпоха, новая эра взаимоотношений Бога и человека, в которой для каждого смертного появилась надежда на спасение и возможность оказаться в Царстве Божием. А значит, нет безнадёжных, беспросветных ситуаций, пока мы живы. Нет такой беды, в которой нельзя было бы обратиться к Богу и Его Пречистой Матери.
Давайте ещё раз послушаем тропарь Рождества Богородицы в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Лимасол (республика Кипр). Путешествие по городу

Фото: Nikita Karpov / Unsplash
Лимасол — город в южной части острова Кипр в сердце Средиземноморья. Люди на этой земле ещё в первом веке приняли веру во Христа. Благую весть о Спасителе сюда принесли апостолы Павел и Варнава. Новый виток развития христианство в Лимасоле получило в четвёртом столетии благодаря византийской царице, равноапостольной Елене. Совершая паломничество по морю на Святую землю, просветительница спаслась от шторма на Кипре и в благодарность построила здесь несколько храмов. В 1993 году в Лимасоле были обнаружен фундамент церкви того далёкого времени. Большинство же древних построек не сохранилось, поскольку за свою историю остров пережил немало бедствий. С седьмого по десятый век местные жители претерпевали арабское иго. В двенадцатом столетии Кипр был захвачен католиками-крестоносцами. В шестнадцатом стал принадлежать Османской империи, а в девятнадцатом — англичанам. Киприоты все это время хранили православную веру и боролись за независимость, и Церковь поддерживала их. В 1960 году Кипр стал свободной республикой, а её президентом — архиепископ Макарий (Мускос). В 1974 году север острова захватили турки. Беженцы хлынули в южную часть, население Лимасола значительно увеличилось. В городе стали строиться новые храмы. Сегодня Лимасол — центр православной митрополии, на территории которой находятся 125 церквей и десять монастырей.
Радио ВЕРА в Лимасоле можно слушать на частоте 102,9 FM и 107,9 FM
12 августа. О грехе

В 15-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога».
О грехе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Грех, как мы знаем, разлучает с Богом, а так как Господь — источник жизни, то, согрешая, мы теряем саму жизнь. Следствием первого грехопадения стала смерть тела. Адам и все рождённые на земле после него умирают телом. Следствием нашего личного грехопадения является смерть души.
Однако, будучи образом вечного Бога, мы не исчезаем абсолютно, но теряем возможность лицезреть божественный свет и, как следствие, остаёмся в одиночестве, созерцая в бесконечности времени свои грехи, испытываем нравственные страдания, которым не будет конца. Христос назвал это состояние плачем и скрежетом зубов.
Апостол же Иоанн Богослов определил богооставленность смертью второй, сказав: «Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою». Это смерть вторая.
Таким образом, грех детей Божьих делает детьми дьявола, лишает божественного света и радости бытия. Предназначенные для блаженства, люди своим греховным выбором лишают себя Царства Небесного и оказываются во тьме.
Грех — это не оплошность, а преступление, предательство Бога. Будем об этом помнить и не грешить.
Все выпуски программы Актуальная тема