
Апостол Павел
1 Кор., 161 зач., XV, 29-38.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! У каждого человека свой круг общения. Порой, воцерковляясь, люди порывают с прежними друзьями, из-за того, что их интересы совершенно расходятся. Вдруг оказывается не о чем говорить, не о чем переживать и не о чем радоваться совместно. В то же время, смотря на угасающие отношения, нам бывает жаль их, в том числе, потому что мы, пусть и очень по-человечески, любим людей, с которыми общались, и хотели бы поделиться с ними своей верой. Но что же обязательно стоит помнить, выстраивая стратегию отношений с такими людьми? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 15-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
В жизни у человека бывает много компаний, школьная, дворовая, университетская, рабочая... Иногда, если семья дружная и большая, — можно говорить и о компании семейной. И вот, что интересно, вырастая, мы далеко не сразу осознаём, что компании формируются по-разному. Например, мы привыкаем к тому, что не выбираем людей, живущих с нами в одном дворе. Мы не выбираем людей, которые учатся с нами в классе или ходят на секции. Зачастую мы никак не можем повлиять на то, какими будут наши коллеги по работе. При этом, как известно, в компаниях формируется собственный микроклимат и, если только человек не лидер и не заводила, он буквально автоматически, сам того не замечая, стремится к тому, чтобы соответствовать общему настроению.
В сегодняшнем отрывке из послания к коринфянам апостол Павел говорит с учениками об их вере в воскресение мёртвых. После его ухода оказалось, что среди тех, кто называл себя верующими, были те, кто в воскресение не верили. Но не просто не верили, а шли дальше и из своего неверия делали логичный вывод: можно жить, как хочешь, потому что всё равно всем нам предстоит умереть. Мы сегодня настолько привыкли к тому, что существуют самые разные мнения, что нас это может не удивить, хотя, очевидно, нормальный христианин не может не верить в воскресение мёртвых. Но для апостола Павла важно даже не это. Верующим, но сомневающимся, он говорит: не обольщайтесь, братия, дурные сообщества развращают добрые нравы. И это, действительно так. Можно думать о себе очень высоко, считать, что у тебя с нравственной жизнью всё нормально и ты прекрасно понимаешь, что хорошо, а что плохо. Подумаешь, где-то промолчал, когда смеялись над слабым, в другой раз постеснялся отказаться от незначительного, но неправильного дела. И так постепенно оказался буквально опьянён грехом. Прекрасно понимая все эти процессы, апостол призывает коринфян отрезвиться и перестать грешить, потому что развращённому человеку гораздо сложнее собраться с силой воли, чем тому, кто вовремя устоял.
Воцерковляясь, мы открываем для себе не только мир веры, но и мир нравственной жизни, в которой некоторые нормы могут значительно отличаться от тех, к которым мы привыкли. Оглядываясь на свою прежнюю жизнь нам важно помнить предупреждение апостола и стремиться к нравственной чистоте. Но в то же время важно не порывать с людьми окончательно, ведь даже тот, кто развращён и оправдывает свои грехи, может вразумиться и одуматься, услышав от нас весть о том, что умершие воскреснут.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 205 зач., III, 8-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякий верующий человек старается соблюдать заповеди. Однако обычно он и не задумывается, почему именно это делает. А ведь подходы к нравственной жизни могут быть очень разными. Христианский ответ на вопрос, почему именно человеку важно соблюдать заповеди, прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла Галатам, который читается сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте его послушаем.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Ни для кого не секрет, что многие люди выстраивают отношения с окружающими и в том числе со своими детьми по модели, которую можно было бы назвать рыночной. Они так и говорят «если исполнишь моё поручение, тебе можно будет пойти гулять», «если не послушаешь меня, не получишь вкусного». Эти фразы кажутся для многих нормальными и невинными, но в итоге, если они не являются редкими педагогическими приёмами, а становятся законом жизни, мировоззрение ребёнка и подростка оказывается искажённым, и во взрослой жизни его ждут большие трудности. Конечно, взрослые работают и получают зарплату, но жизнь так не строится, и если искать в ней только рыночную логику, счастливым не станешь. Недавно один молодой человек спросил меня: «Почему Бог сотворил людей, если точно знал, что они его не послушаются?» И я ответил, что Он хотел поделиться с ними бытием и любовью. Реакция моего собеседника меня удивила, ведь он спросил: «Но за что же их было любить?». Пришлось рассказывать ему о том, что настоящая любовь не бывает за что-то. Он не стал спорить, но для него это было очень необычно. Подобный подход настолько чужд современному миру, в котором всё как будто бы покупается и продаётся, что и сам Бог воспринимается как Тот, Кто покупает у человека доброе поведение обещаниями награды.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел размышляет о том, каким образом и на каком основании Бог оправдывает людей. Современные люди слово «оправдание» обычно понимают либо как объяснение человеком своего поступка, либо как решение суда, в котором обвиняемый признаётся невиновным. Очевидно, что первый вариант не подходит, потому что, по апостолу, оправдывает человека Бог, а второй, потому что внешнее декларативное заявление никак не меняет человеческого состояния. Если он виновен, то виновен, если праведен, то праведен. Из Писания мы знаем, что все люди несут в себе последствия первородного повреждения, смертность, тленность и страстность как зависимость и подчинённость от мира. Однако в том же Писании мы читаем, что Бог обратился к Аврааму и призвал его к завету с Собой. Но чем заслужил это Авраам? Был ли он праведником? Очевидно, что как человек совершенно праведным не был. И всё же Бог позвал его, и Авраам доверился Ему. В его жизни случались минуты сомнений и кризисов, и всё же из этих испытаний он выходил, сохранив доверие Творцу. Что же им двигало? Доверие к Богу. Почему же он стал исполнять волю Божию? Чтобы нечто заслужить? Нет. Но потому что уже верил, что Бог Его любит и хотел этой любви хоть сколько-нибудь соответствовать. Позже его потомков Бог вывел из Египта. За что? Не за что, а для чего. Чтобы освободить их из рабства. Он вывел их и предложил им договор, и они доверились. Однако получив закон, со временем решили, что он спасает и сам по себе. Подобную позицию апостол называет ошибочной. Евреи ничем не заслужили спасения, Бог вывел их по Своей любви, и отвечая на эту любовь, они были призваны соблюдать закон. Именно поэтому оправдание с христианской точки зрения — это не декларация о праведности, не просто присвоение её виновному, но восстановление нашей способности к праведной жизни, которое мы получаем, доверившись Христу. Именно поэтому наше доверие и ответная любовь к Тому, Кто возлюбил нас, когда мы были ещё грешниками, — лучшие основания для нравственной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 113. Богослужебные чтения
Наверное, каждый человек оказывался в совершенно безвыходной ситуации — когда ты словно бы уткнулся в неприступную гору, которую ни обойти, ни преодолеть уже невозможно.
113-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, как раз описывает нам очень похожую ситуацию, которая некогда случилась в истории еврейского народа — давайте послушаем, чем же она закончилась.
Псалом 113.
1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова — из народа иноплеменного,
2 Иуда сделался святынею Его, Израиль — владением Его.
3 Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.
4 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.
5 Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад?
6 Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?
7 Пред лицом Господа трепещи, земля, пред лицом Бога Иаковлева,
8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.
9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
10 Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?
11 Бог наш на небесах и на земле; творит всё, что хочет.
12 А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
17 Дом Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.
20 Господь помнит нас, благословляет нас, благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;
21 благословляет боящихся Господа, малых с великими.
22 Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.
23 Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.
24 Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.
25 Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;
26 но мы живые будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.
Псалом — замечательный пример искреннего восторга перед Божественной мощью: псалмопевец, вспоминая исход Евреев из Египта, метафорически распространяет на всю природу действие силы Божией. У него не только море «виде и побеже», но и другие реки повернули вспять, а горы и холмы — так те вообще пустились в пляс. Скалы у него — могут стать озёрами чистой воды, а огромные валуны — родниками. Все эти образы — очень яркое художественное представление того, как Бог, словно некий Великан, идёт «напролом» — и всё, что для человека кажется абсолютно неприступным, в страхе и трепете расступается.
Да, именно так видит своего Бога псалмопевец Давид. Господь — совсем не то, что идолы языческих народов: все из золота, серебра, богато украшены — а ничего сделать не могут. Вроде как и глаза, и рот у них есть — а ни видеть, ни говорить не умеют. Впрочем, те, кто им служат, сами становятся похожими на них — одна видимость величия, и никакой силы!
Бог, о Котором говорит псалмпопевец, прежде всего — живой и свободный; Он «творит всё, что хочет». Для Него нет ни помех, ни препятствий. Когда Он хочет освободить Свой народ — все стихии смиренно ему повинуются. И там, где было непроходимое море, грозящее смертью — вдруг открывается сухопутный коридор.
Сегодняшний псалом — очень большое утешение всем тем, кто оказался в жизненном тупике. Он показывает, что какими бы непроходимыми ни казались нам внешние обстоятельства жизни, Бог всё равно выше и сильнее их. Когда Он напрямую входит в решение наших проблем — то и горы вековечные и неподвижные начнут скакать, словно ягнята, и воды потекут против всех законов физики, да и непроходимая морская пучина может превратиться в дорогу. Все эти образы — об одном: не стоит нам никогда, даже в самой безвыходной ситуации, отчаиваться и пытаться ограничить Божественное всемогущество. Пусть мы и не понимаем, как и откуда может прийти наше избавление — но Тот, в Чьей власти всё мироздание — точно знает, что оно — есть!











