Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35
Что такое Царство Небесное, о котором так часто говорит Христос? Причта, которую мы только что услышали, намекает нам на это при помощи образов царя и его должника.
Говорится, что раб должен был царю десять тысяч талантов. Это гигантская сумма! Талант – это не монета. Это обозначение веса. Обыкновенно, речь идет о 26 килограммах серебра. Таким образом, раб должен был господину 260000 килограммов драгоценного металла. К слову, весь доход с Палестины в те времена составлял около 10000 талантов. То есть долг слуги был больше, чем доход царя. И, тем не менее, он был прощен. Вторая сумма по сравнению с первой незначительна. Это всего лишь сто динариев, то есть сто серебряных момент. Однако раб отказывается прощать своему должнику.
Что поражает в этой ситуации? Поражает то, с каким великодушием царь дарует милость своему слуге, прощает ему сумму, которая и для него самого была значительной, и с какой мелочностью и злобой человек, которому только что списали такой громадный долг, по сути, даровали жизнь, идет и выбивает жалкие копейки из ближнего. Почему он это делает? Потому что он не чувствует радости прощения, которое ему только что подарили. Ему ее недостаточно. Из-за своей узости, жадности, неспособности оценить то, что у него уже есть, он не может вместить в себя царский дар и пережить его в полноте. Он хочет чего-то большего. А потому в итоге лишается всего.
Что же здесь есть Царство Небесное? Это то самое состояние радости прощения, которое может испытать человек и сделать его постоянным состоянием своей души. Мы, увы, порой даже не задумываемся, какой гигантский долг Господь списывает нам каждый день. Ведь посмотрите, у большинства, несмотря на бытовые неурядицы, жизнь течет своим чередом. Мы относительно здоровы. Здоровы наши дети. Есть во что одеться, где переночевать, что поесть. Однако мы принимаем это как данность и не чувствуем по поводу этого всего особой радости. Что мы делаем вместо этого? Мы берем свою жизнь за горло, душим ее, трясем и требуем: отдай мне то, что должна, дай мне больше. Однако, мы редко когда задумываемся, что все это какие-то жалкие гроши по сравнению с тем, что мы уже имеем, и что нам было дано по большой милости и великодушию Царя Небесного. Двигаясь в этом направлении, мы очень рискуем лишиться и того, чем обладаем.
Если же мы научимся видеть такие незаметные милости, которыми наполнена наша повседневность и которые являются фоном нашей жизни, то незаметно для нас самих уже здесь на земле, наряду со святыми, мы станем полноправными участниками Небесного Царства.