
Сегодня 10 августа. В этот день в 1895 году родился писатель Михаил Зощенко.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Андрей Ефанов.
Молодость Михаила Михайловича Зощенко пришлась на трагические для России события революций и последующего за ними полного переустройства общества, которое стали именовать советским.
Михаил Михайлович, ранее избравший для себя карьеру военного, потеряв здоровье на полях Первой мировой войны, становится писателем-сатириком, что было небезопасно в годы непрерывно меняющейся генеральной линии Коммунистической партии Советского Союза.
Именно потому, что почти невозможно всегда придерживаться актуальной повестки политического строя, Зощенко то получал государственные награды, то был исключен из Союза писателей.
Быть сатириком очень непросто. Чтобы на этом поприще не навредить себе и читателю, нужно иметь в душе глубочайшую любовь как к человеку в частности, так и к человечеству в целом.
К сожалению, в творчестве Зощенко ярко проявилась та мизантропия, которой страдал писатель. Его талант, — а Михаил Михайлович был, без сомнения, талантлив, — проявился в форме жёсткой критики практически всего, что окружало автора.
Не могло это не сказаться и на духовных поисках Зощенко, в которых он дошёл до призыва заменить старую религию новыми идеями.
Печальный итог жизни Зощенко подтверждает то, что человек, потерявший себя, теряет и смысл всей своей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
«Тропарь Рождества Богородицы»

Один из моих любимых православных праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. Он дорог мне тем, что в сути события, которое празднуется в этот день, заложен важный для меня смысл: призыв никогда не отчаиваться, даже в самой сложной и, казалось бы, безвыходной ситуации. В такой ситуации жили родители Пресвятой Богородицы, святые праведные Иоаким и Анна. Очень долго, до самой старости, они не имели детей. В те времена в Израиле это считалось знаком отверженности Богом. Праведной чете приходилось долгое время претерпевать поношения, выслушивать насмешки и упрёки. Супругам было около семидесяти лет, когда Господь послал им радость быть родителями будущей Матери Божией. Это стало благословением не только для Иоакима и Анны, освобождённых от позора, но впоследствии и для всего человечества. Ведь с появлением на земле Девы Марии мы получили надежду на спасение.
Песнопения и молитвы Праздника Рождества Богородицы пронизаны этой радостью, светом Божьего благословения. Например, тропарь, то есть гимн, посвящённый празднику. Давайте поразмышляем над текстом песнопения и послушаем его в исполнении сестёр храма Табынской иконы Богородицы Орской епархии.
Текст молитвы в переводе на русский язык звучит так: «Рождество́ Твоё, Богоро́дица Де́ва, ра́дость возвести́ло всей вселе́нной, потому что от Тебя родился Христос, наш Бог, наш свет. Он снял с людей проклятье и дал благословение; Он уничтожил смертное мучение в аду и дал нам вечную жизнь на небесах».
Вот как текст песнопения звучит по-церковнославянски: «Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный».
Последние строчки песнопения содержат довольно распространённый в богослужебном наследии приём противопоставления. Проклятию, которому подверглись Адам и Ева за непослушание, противопоставляется благословение Божие, а смерти противопоставляется жизнь. Это говорит о том, что Рождение Пресвятой Богородицы начало изменять мир, ветхозаветным испытаниям человечества пришёл конец, и наступила новая эпоха, новая эра взаимоотношений Бога и человека, в которой для каждого смертного появилась надежда на спасение и возможность оказаться в Царстве Божием. А значит, нет безнадёжных, беспросветных ситуаций, пока мы живы. Нет такой беды, в которой нельзя было бы обратиться к Богу и Его Пречистой Матери.
Давайте ещё раз послушаем тропарь Рождества Богородицы в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Лимасол (республика Кипр). Путешествие по городу

Фото: Nikita Karpov / Unsplash
Лимасол — город в южной части острова Кипр в сердце Средиземноморья. Люди на этой земле ещё в первом веке приняли веру во Христа. Благую весть о Спасителе сюда принесли апостолы Павел и Варнава. Новый виток развития христианство в Лимасоле получило в четвёртом столетии благодаря византийской царице, равноапостольной Елене. Совершая паломничество по морю на Святую землю, просветительница спаслась от шторма на Кипре и в благодарность построила здесь несколько храмов. В 1993 году в Лимасоле были обнаружен фундамент церкви того далёкого времени. Большинство же древних построек не сохранилось, поскольку за свою историю остров пережил немало бедствий. С седьмого по десятый век местные жители претерпевали арабское иго. В двенадцатом столетии Кипр был захвачен католиками-крестоносцами. В шестнадцатом стал принадлежать Османской империи, а в девятнадцатом — англичанам. Киприоты все это время хранили православную веру и боролись за независимость, и Церковь поддерживала их. В 1960 году Кипр стал свободной республикой, а её президентом — архиепископ Макарий (Мускос). В 1974 году север острова захватили турки. Беженцы хлынули в южную часть, население Лимасола значительно увеличилось. В городе стали строиться новые храмы. Сегодня Лимасол — центр православной митрополии, на территории которой находятся 125 церквей и десять монастырей.
Радио ВЕРА в Лимасоле можно слушать на частоте 102,9 FM и 107,9 FM
Псалом 69. Богослужебные чтения

Как вы думаете, может ли молитва быть... оглушительной? Давайте послушаем 69-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, и вернёмся к этому вопросу.
Псалом 69.
1 Начальнику хора. Псалом Давида. В воспоминание.
2 Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне.
3 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
4 Да будут обращены назад за поношение меня говорящие мне: «хорошо! хорошо!»
5 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твоё да говорят непрестанно: «велик Бог!»
6 Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли.
Прозвучавший сейчас псалом — образец настолько мощной, напряжённой, прямолинейной молитвы, что её можно назвать «оглушительной». Простите мне за это сравнение — но у меня в ушах буквально стоит крик моего инструктора по вождению машины, когда на гололёде меня стало заносить во время поворота на переднеприводной машине — и я со страха чуть было не начал тормозить: «Не тормози! Не тормози!!! Газу, газу прибавь — и впишешься!»... И — правда: немного добавил оборотов, вышел из заноса — и проблема была решена.
Конечно же, Давид и слухом не слыхивал о таких особенностях вождения — но прекрасно знал это ощущение от опасности, грозящей реальной гибелью, если Бог начнёт «медлить» — или «притормаживать» Своё участие — точно будет беда. Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» мастерски описал сцену именно такого оглушительного обращения к Богу в острой ситуации — когда Соня Мармеладова читает Евангелие про воскрешение четверодневного Лазаря — и её голос несколько раз срывается, буквально спотыкается о слова: «Если бы Ты был здесь...» (Ин 11:21). И именно этот крик души словами Писания становится точкой зарождения раскаяния, источником внутреннего переворота души Родиона Раскольникова.
Сегодняшний 69-й псалом — совсем небольшой по размеру. Думаю, любому вполне по силам его выучить наизусть — чтобы, когда «прижмут» нас жизненные обстоятельства, мы знали бы точно, в какие мощные, оглушительные слова, облечь нашу молитву к Богу!