Евангелие от Иоанна, Глава 15, стихи 17-27
Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 1-2

«Крепка, как смерть, любовь», — читаем мы в библейской книге Песнь песней. Согласитесь, это выражение может быть понято по-разному. И речь, в конечном счете, может идти о разных видах любви. О любви настоящей, верной, или о любви поддельной, лишающей свободы. Как же отделить истинную любовь от суррогата? Нам поможет отрывок из 15 и 16 глав Евангелия от Иоанна, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
01 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
02 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Накануне Своего пленения и смерти на кресте Христос завещал Своим ученикам, а через них и нам следующее: «это заповедаю вам, да любите друг друга». Любовь как добродетель является основанием христианской веры. Православная Церковь ясно утверждает, что без любви человек не способен стать настоящим христианином. Любой добрый поступок или духовный подвиг, совершенный в отсутствии любви, теряет смысл. Источником истинной любви является Сам Бог.
Автор прозвучавших евангельских строк, апостол Иоанн Богослов, прямо говорит: «Бог есть Любовь», — и продолжая свою мысль, провозглашает: «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Таким образом, истинная любовь приходит от Бога и позволяет человеку находиться в общении с Ним.
Но какая именно любовь рассматривается христианством в качестве основной жизненной добродетели? Ведь под именем любви могут скрываться совершенно разные проявления человеческих эмоций и поступков? Разобраться в ситуации поможет греческий текст Библии. Когда апостол Иоанн говорит, что «Бог есть любовь», он использует для обозначения добродетели слово «агАпи».
Понятие «агапи» традиционно использовалось в ту эпоху для именования родительской любви к детям. Подчеркну, не для описания страстной влюбленности или трогательной привязанности к животному. Речь идет о принципиально ином типе чувства. Важнейшая особенность «агапи» состоит в том, что данный тип любви имеет жертвенную природу и способен стойко переносить различные испытания. Например, родитель продолжает любить и участвовать в судьбе ребёнка несмотря ни на что. Но мудрый отец или мать понимают, что невозможно бесконечно долго держать чадо под крылышком. Необходимо однажды дать повзрослевшему ребёнку свободу, чтобы он дальше развивался, самостоятельно принимая решения и неся ответственность за них. Что, впрочем, не упраздняет возможность дать добрый совет, подсказать, когда это требуется или когда попросят. Именно такую любовь испытывает к людям Сам Господь. Ведь Богу не всё равно, что с нами происходит.
Православная Церковь призывает нас подражать Богу. Иными словами — иметь любовь к людям, не взирая на наличие или отсутствие родственных связей. Для настоящей христианской любви нет никаких препятствий. Она не зависит от возраста, национальности или разницы в общественном положении. В латинском языке христианская любовь обозначается словом «каритас», которое переводится ещё и как «милосердие». Это обстоятельство указывает на то, что истинная любовь может жить только в милующем сердце. В полной мере христианское понимание любви раскрыто в первом послании апостола Павла к христианам Коринфа. Среди прочего, Павел провозглашает, что христианская любовь «не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает... всё переносит». И главное — такая любовь никогда не прекращается.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов