Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Всё, к чему призывает нас христианство, на самом деле для нас естественно, хотя и не всегда легко выполнимо. Несмотря на последствия грехопадения, человеческая душа всё равно ведёт его к тому, ради чего он был сотворен. Но почему же это происходит? Ответ на этот вопрос звучит в 132-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 132.
Песнь восхождения. Давида.
1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
Обратившись к Ветхому Завету, мы практически не найдём братьев, которые бы жили в мире друг с другом. Вскоре после грехопадения, когда у Адама и Евы родились Каин и Авель, Бог обращается к Каину с призывом господствовать над грехом и не враждовать против брата. Чудом спасшиеся в ковчеге дети Ноя практически сразу разделились, так как Сим и Иафет не поддержали отношение Хама к своему отцу. Исав и Иаков — по сути ровесники, не поделили первородства и в итоге много лет пребывали в конфликте. Дети Иакова хотели убить своего брата Иосифа, а затем продали его в рабство и лишь через много лет, находясь в крайней нужде, примирились с ним. Да и в Новом Завете дети Иосифа от первого брака, называвшиеся в Евангелиях братьями Спасителя первоначально не признавали Его Мессианства и считали, что Он не в Себе. Иными словами, и в Священном Писании, и в Предании, в истории и культуре самых разных народов можно найти массу примеров того, что близкие родственники далеко не всегда могут ужиться друг с другом и часто враждуют. Да и что говорить про историю, когда в жизни каждого из нас есть, если не личные, то довольно близкие примеры подобного же поведения.
132-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с того, что Давид с восторгом говорит о радости братской жизни. Конечно, его речь на самом деле далеко не только о братьях, но вообще о родственниках и даже, вполне вероятно, обо всём народе Божьем. Но что перед нами? Констатация факта или призыв? Давид исходит из опыта или из желания своего сердца? Думаю, на самом деле речь может идти и о том, и о другом, потому что в общении мы чувствуем большую радость, но последствия грехопадения не позволяют нам испытать её во всей полноте. Мы стремимся к общению и устаём друг от друга, бываем готовы к жертвенности и тут же побеждаемся эгоистичными чувствами. В глубине души мы знаем, что созданы для любви и общения, но не можем справиться с тягой к соперничеству, от которого как будто бы зависит наше выживание.
Воспринимая традицию Ветхого Завета, ученики Христовы буквально с самого начала стали называть друг друга братьями. И хотя они не представляли собой потомков одного праотца, они верили, что усыновляются Небесному Отцу через единство с Господом Иисусом Христом. Братство христиан укоренено в восприятии Бога как Отца. Но в то же время верно и обратное: реальность усыновления Богу зависит от углубления братской жизни. Ведь тот, кто ненавидит брата и враждует против него, не может быть подлинно усыновлён.
Будучи очень разными этнически и социально, верующие с самого начала находили основу единства не в земном, но в небесном отечестве. Они знали, что падший человек, даже чувствующий тягу к единству и желающий любви, своими силами никогда этого единства не обретёт и любить не научится. Знал это и Давид, который сравнивал радость братства с елеем и росой, то есть с теми вещами, которые в традиции Ветхого Завета были символами благодати. Вместе с ним и мы сегодня радуемся земному братству и стремимся к братству небесному. Мы употребляем свои силы, но обрести подлинное братство можем только как Дар любящего и всех объединяющего Отца.
Псалом 132. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 132. (Церковно-славянский перевод)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия











