
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Всё, к чему призывает нас христианство, на самом деле для нас естественно, хотя и не всегда легко выполнимо. Несмотря на последствия грехопадения, человеческая душа всё равно ведёт его к тому, ради чего он был сотворен. Но почему же это происходит? Ответ на этот вопрос звучит в 132-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 132.
Песнь восхождения. Давида.
1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
Обратившись к Ветхому Завету, мы практически не найдём братьев, которые бы жили в мире друг с другом. Вскоре после грехопадения, когда у Адама и Евы родились Каин и Авель, Бог обращается к Каину с призывом господствовать над грехом и не враждовать против брата. Чудом спасшиеся в ковчеге дети Ноя практически сразу разделились, так как Сим и Иафет не поддержали отношение Хама к своему отцу. Исав и Иаков — по сути ровесники, не поделили первородства и в итоге много лет пребывали в конфликте. Дети Иакова хотели убить своего брата Иосифа, а затем продали его в рабство и лишь через много лет, находясь в крайней нужде, примирились с ним. Да и в Новом Завете дети Иосифа от первого брака, называвшиеся в Евангелиях братьями Спасителя первоначально не признавали Его Мессианства и считали, что Он не в Себе. Иными словами, и в Священном Писании, и в Предании, в истории и культуре самых разных народов можно найти массу примеров того, что близкие родственники далеко не всегда могут ужиться друг с другом и часто враждуют. Да и что говорить про историю, когда в жизни каждого из нас есть, если не личные, то довольно близкие примеры подобного же поведения.
132-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с того, что Давид с восторгом говорит о радости братской жизни. Конечно, его речь на самом деле далеко не только о братьях, но вообще о родственниках и даже, вполне вероятно, обо всём народе Божьем. Но что перед нами? Констатация факта или призыв? Давид исходит из опыта или из желания своего сердца? Думаю, на самом деле речь может идти и о том, и о другом, потому что в общении мы чувствуем большую радость, но последствия грехопадения не позволяют нам испытать её во всей полноте. Мы стремимся к общению и устаём друг от друга, бываем готовы к жертвенности и тут же побеждаемся эгоистичными чувствами. В глубине души мы знаем, что созданы для любви и общения, но не можем справиться с тягой к соперничеству, от которого как будто бы зависит наше выживание.
Воспринимая традицию Ветхого Завета, ученики Христовы буквально с самого начала стали называть друг друга братьями. И хотя они не представляли собой потомков одного праотца, они верили, что усыновляются Небесному Отцу через единство с Господом Иисусом Христом. Братство христиан укоренено в восприятии Бога как Отца. Но в то же время верно и обратное: реальность усыновления Богу зависит от углубления братской жизни. Ведь тот, кто ненавидит брата и враждует против него, не может быть подлинно усыновлён.
Будучи очень разными этнически и социально, верующие с самого начала находили основу единства не в земном, но в небесном отечестве. Они знали, что падший человек, даже чувствующий тягу к единству и желающий любви, своими силами никогда этого единства не обретёт и любить не научится. Знал это и Давид, который сравнивал радость братства с елеем и росой, то есть с теми вещами, которые в традиции Ветхого Завета были символами благодати. Вместе с ним и мы сегодня радуемся земному братству и стремимся к братству небесному. Мы употребляем свои силы, но обрести подлинное братство можем только как Дар любящего и всех объединяющего Отца.
Псалом 132. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 132. (Церковно-славянский перевод)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

2 Тим., 292 зач., II, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Почему гаснет вера? Почему охладевает сердце к Богу, к Церкви, к её обрядам и ритуалам? Что мы можем сделать, чтобы наша вера не остывала, но напротив, укреплялась и приумножалась? Ответы на эти вопросы даёт отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Обращаясь к своему ученику Тимофею, Павел призывает его к тому, чтобы он укреплялся в благодати, а вместе с этим передавал весть о Христе другим людям, чтобы они в свою очередь передали её другим. Перед нами два важных процесса, связанных с духовным ростом человека. С одной стороны — работа над собой, с другой — работа с другими людьми. Лишь на первый взгляд эти области могут показаться несвязанными друг с другом. На самом деле это две стороны одной и той же медали.
Представьте себе ручеёк где-нибудь в горах. Его вода прозрачная, холодная, блестит на солнышке. Она стремительно бежит вниз по камушкам и может утолить жажду путника. Однако, что будет, если тот же ручеёк встретит на своём пути непреодолимое препятствие? Его стремительный бег прекращается. Вода начинает собираться. Она уже не такая прохладная и не такая прозрачная. Со временем, если вода не находит выход, она становится тёплой и мутной. Ручеёк превращается или в грязную лужу, или в болото.
Так и в духовной жизни. Ручеёк благодати в нашей душе не иссякает и не превращается в болото лишь в том случае, когда мы не собираем эту воду в себе. Но когда передаём её окружающим. То есть, когда понуждаем себя свидетельствовать людям о Христе. Речь идёт не о том, чтобы на каждом углу кричать о Боге и тащить всякого встречного за рукав в Церковь. Речь о повседневном, бытовом служении людям ради Христа и Его Евангелия. А такое служение вполне может быть и безмолвным. Зачастую здесь не нужны слова. Такая работа говорит сама за себя. Именно к подобной передаче веры Спаситель призывает Своих учеников: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Здесь может скрываться и ответ на вопрос, почему я хожу в Церковь, а Бог не даёт мне веры и не умножает в моей душе благодати. Да просто потому, что я не готов передавать этот бесценный дар другим. Я не готов преобразовывать эту энергию жизни в служение людям. Окружающие меня не особо интересуют. И самое главное моё желание — чтобы меня просто оставили в покое. Благодать мне нужна лишь для того, чтобы мне было хорошо на душе. Бог видит это настроение и не увеличивает мою веру. И Павел говорит об этом сегодня: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться».
Сам апостол Павел был так исполнен благодати именно потому, что служение Богу и людям было основным содержанием его жизни. Он всегда стремился передать то, что имел. Как он говорит сегодня: «я всё терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою». И он очень тонко ощущал, что, когда перестаёт понуждать себя к этому служению, динамика его духовной жизни становится отрицательной. А потому он и пишет: «горе мне, если не благовествую».
Часто нам кажется, что нам нечего передать другим людям. Что в духовном плане мы очень обычные и заурядные. На самом же деле у Бога для всякого из нас припасено своё служение. У всех есть то, что он может отдать людям. Просто мы так сосредоточены на себе, что не видим этого. Если же мы постоянно будем держать в голове слова Спасителя «даром получили, даром отдавайте», если ежедневно будем понуждать себя к исполнению Евангелия, Бог обязательно укажет нам путь. Возможно, не сразу, но со временем Он приведёт нас к тем людям, которые в нас нуждаются, и служение которым даст нашей душе мир и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О пути духовного совершенствования христианина». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» говорили, в чем может заключаться путь духовного совершенствования христианина.
Разговор шел о том, что такое духовная брань, какие испытания встречаются на пути тех, кто старается жить по Евангелию, а также каковы признаки того, что человек заблуждается и вместо духовного роста может находиться в прелести или под воздействием других страстей.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Ветхий и Новый Заветы о Любви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об определении Любви, которое дает апостол Павел, и о том, как понимание любви различается в Ветхом и Новом Заветах.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных «Гимну любви» апостола Павла и людям, явившим пример такой любви.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена разговору о любви, как Божьем даре человеку;
Вторая беседа со священником Анатолием Правдолюбовым была посвящена архимандриту Иоанну (Крестьянкину);
Третья беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена архимандриту Павлу (Груздеву) и протоиерею Александру Егорову;
Четвертая беседа со священником Анатолием Правдолюбовым была посвящена митрополиту Антонию Сурожскому и протоиерею Игорю Мальцеву.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер