Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14, 17-20. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14,17-20

Мф., 83 зач. (второе), XXI, 12-14, 17-20 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Окружающая нас реальность похожа, простите, на винегрет. Здесь соседствуют и как-то уживаются друг с другом принципиально разные вещи. А одни и те же люди одинаково серьёзно верят в совершенно различные явления. Например, одной рукой голосуют за главенство научного знания, а другой раскладывают карты таро и держат фигу, чтобы не сглазили и не прокляли. Кстати, о проклятии. О нём речь идёт в отрывке из 21 главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 21.

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Итак, Христос проклинает бесплодную смоковницу. И та в скором времени засыхает. Чем был обусловлен поступок Спасителя, мы еще скажем. Чуть позже. А пока несколько слов о проклятии. Проклятие — явление, вокруг которого существует множество суеверий и предрассудков. Люди боятся проклятия, считая его причиной жизненных неудач и самых разных проблем. В газетах и на интернет-сайтах встречается масса объявлений, предлагающих избавить от проклятия. Так разнообразные мошенники и аферисты играют на человеческих страхах.

Интересно, что проклятие — понятие библейское. Оно является противоположным иному явлению, о котором также Священное Писание говорит, — благословению. С благословением мы встречаемся в самом начале книги Бытия, первой книги Библии. Господь творит мир и первых людей, завершая процесс мироздания благословением. Правда, вскоре всё меняется в худшую сторону. Адам и Ева нарушают заповедь Божию, совершают первый в истории человечества грех. Этот их поступок и стал причиной появления проклятия.

Господь осуждает поступок прародителей и указывает, что через него зло не только пришло в мир, но и поселилось внутри человека. Это осуждение и есть проклятие в библейском понимании. Ничто злое не может ужиться рядом с Богом. Господь — источник добра и света. Совершённый грех лишил прародителей общения с Богом. Следствием этого стали различные бедствия — землю заполонили сорные растения, животные начали убивать друг друга, в людях оскудела любовь. Всё перечисленное также было частью проклятия, результатом сделанного зла.

Священное Писание повествует, что проклятие по повелению Бога изрекали и пророки. Например, пророк Илия проклял нечестивого царя Ахава. В итоге настала долгая засуха, которая ослабила власть правителя. В прозвучавшем Евангелии говорится, что Христос проклял дерево смоковницу. Это поступок стал напоминанием о том, что общения с Богом лишается человек, живущий во грехе и не приносящий духовного плода.

Получается, проклятие не приходит со стороны. Его источник внутри человека. И проклятие это — не результат какого-то внешнего воздействия, а духовное и физическое следствие выбора, который человек сделал. Если он решился на грех и, тем самым, разорвал общение с Господом, это означает, что наступило время проклятия, как расторжения благодатной связи с Богом как источником жизни. А Бог, не желая нарушать свободу человеческой воли, с печалью, но принимает данный выбор.

Вот и проклятие Христом смоковницы нужно, как было отмечено выше, понимать не как самоценный акт, а как акт пророческий. И в то же время следствие уже сделанного кем-то выбора. Смоковница стала символом пышной, но бесплодной иудейской религиозности. Листьев много, а плодов нет. И Христос, проклиная смоковницу, не дерево наказал, а продемонстрировал, что ожидает тех, кто не имеет реальной связи с Богом. Они сами себя проклинают — обрекают на горестное бытие без Бога. Это важно помнить и всячески остерегаться различных религиозных подмен, чтобы не стать жертвой проклятия, источником которого будем мы сами.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!