
1 Кор., 154 зач., XIII, 4 - XIV, 5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Любовь и пророческий дар — это, пожалуй, два самых ярких сверхъестественных таланта, которые могут получить ученики и последователи Иисуса Христа. Что это за дарования, как их в себе развить и связаны ли они друг с другом? Ответы на эти вопросы можно найти в отрывке из 13-й и 14-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 13.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Глава 14.
1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
Любовь, по словам апостола Павла, — это венец христианских добродетелей. Человек может обладать различными способностями и дарованиями. Даже сверхъестественными. Но если он не имеет любви, то, по словам апостола, он напоминает, звенящую медь или звучащий кимвал. Другими словами, он становится похожим на те тарелки, которые используют на музыкальных ударных установках для того, чтобы добыть резкий звук. Толку без любви столько же.
Поэтому в прозвучавшем отрывке апостол описывает, что такое любовь. Любовь — это понуждать себя к долготерпению, к милосердию, к доверию, к надежде. Это понуждать себя воздерживаться от зависти, от превозношения, от гордости, от раздражения, от поиска своей выгоды, от злорадства. Из этих слов апостола следует, что любовь — это не столько чувство, эмоция или даже состояние, сколько действие. Для Павла любовь — это глагол. Это образ поведения.
И это очень важно. Апостол не теоретизирует как учёный или философ. Он не пытается разложить любовь на атомы и объяснить нам, а что она такое по своему существу. Он практик. И предлагает нам познать это на собственном опыте. Всё, что от нас требуется, — просто понуждать себя ради Христа и Его Евангелия совершать указанные действия.
Если мы проявляем упорство на этом пути, Господь откликается на наши старания. Он приходит в сердце человека и наполняет его Своим Духом жизни, который и есть любовь. И каждый переживает это по-своему. А потому и что такое любовь по своей сути, каждый верующий может определить, исходя из собственной уникальной ситуации.
Помимо дара любви апостол упоминает и о даре пророчества. Оказывается, пророческий талант можно в себе взращивать так же, как и любовь. Нет, речь не идёт о курсах развития паранормальных способностей. По словам апостола, пророчествует тот, кто «говорит людям в назидание, увещание и утешение». Вот она подсказка и метод. Если я проявляю о человеке всяческую заботу, если я стараюсь служить ему ради Христа, то есть проявляю к нему ту самую деятельную любовь, Дух Божий, который поселяется в моём сердце, по Своему усмотрению начинает мне открывать нечто об этом человеке.
И этот дар к нам ближе, чем мы думаем. В пророка превращается врач, который проявляет искреннюю заботу о своём пациенте — Бог даёт ему проницательность, чтобы поставить диагноз; в пророка превращается учитель, когда с любовью растит своих учеников — Бог даёт ему способность объяснять материал; в пророка превращается командир, который ценой собственной жизни пытается сохранить жизни своих ребят, — Бог даёт ему быстроту ума и реакций, чтобы ориентироваться на поле боя; пророком становится бизнесмен, который пытается не нажиться на людях, а принести им пользу, — Бог даёт ему ощущать конъюнктуру рынка.
Безусловно, это не те высокие пророчества, которые мы видим у пророков древности. Но ведь и они с чего-то начинали. И они взращивали в себе любовь к Богу и людям. Понуждали себя к делам любви, пока Дух Божий не стал изливаться из их сердец словами назидания, увещания и утешения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Ливадийский дворец

В 1861 году император Александр II приобрёл имение графа Льва Потоцкого на южном берегу Крыма в посёлке Ливадия, неподалёку от Ялты. Для нужд монарха усадебный дом расширили и перестроили по проекту архитектора Ипполита Монигетти. Так на побережье Чёрного моря появилась одна из самых красивых резиденций русских императоров — Ливадийский дворец. Царская семья полюбила это живописное место с просторным парком, фонтанами, беседками и скульптурами. Государь с семьёй приезжал в Ливадию почти каждое лето, а Ялту стали называть «летней столицей» Российской империи.
Вместе с Большим царским дворцом в Ливадии возвели Малый дворец для наследника — цесаревича Александра. Когда в 1881 году он стал императором Александром III, то продолжил бывать в Малом дворце, который очень любил. В 1891 году в этой резиденции император и его супруга Мария Фёдоровна отметили двадцатипятилетие их совместной жизни. А спустя 3 года царь Александр III ушёл из жизни в стенах своего любимого дворца.
В это же время в Крым прибыла немецкая принцесса Алиса Гессенская — невеста цесаревича Николая — будущего императора Николая II. Незадолго до своей кончины император благословил сына на брак и 21 октября 1894 года в дворцовой Крестовоздвиженской церкви Алиса приняла православие с именем Александра Фёдоровна. Эти события сделали Ливадию особенным местом для новой императорской семьи.
В 1909 году в день именин императрицы Александры Фёдоровны на месте старого Большого дворца, который разобрали, было заложено новое величественное здание. Белокаменную резиденцию возвели по проекту архитектора Николая Краснова в стиле итальянского Возрождения. Николай II писал своей матери императрице Марии Фёдоровне: «Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость и удовольствие иметь такой дом».
Во время поездок на юг царская семья продолжала исполнять свои рабочие обязанности и заниматься благотворительностью. Весной 1911 года в Ялте императрица Александра впервые организовала «День белого цветка» — благотворительный сбор средств в помощь больным туберкулёзом. На специально устроенном базаре государыня и царские дети лично продавали изделия, сделанные собственными руками. «День белого цветка» стал традиционным. Его организовали и в 1914, во время последней поездки царской семьи в Крым. В тот год началась Первая мировая война, а спустя 3 года произошла революция.
Впоследствии Лидийский дворец стал свидетелем важных исторических событий. Однако комнаты дворца до сих пор передают атмосферу, которая сложилась во время посещений царской семьёй. Сейчас в Ливадийском дворце находится музей, где каждый путешественник может взглянуть на южную резиденцию, дорогую сердцу русских императоров.
Все выпуски программы Открываем историю
«Кондак Рождества Богородицы»

Среди моих друзей есть супружеская пара, которая очень и очень долго не могла иметь детей: Евгений и Евгения. Многие их сверстники уже обзавелись большими семьями, у кого по двое, у кого — по трое ребят. У некоторых даже начали появляться внуки. А нашим Женькам (как мы их называли в компании общих друзей) Господь всё не посылал ребятишек. Но они не отчаивались. Женя-муж говорил Жене-жене: «Я верю, что Господь нас не оставит, и появление детей — всего лишь вопрос времени». Мои друзья, да и мы все, молились. Просили о помощи Пресвятую Богородицу и её родителей, святых Иоакима и Анну, которые тоже долгое время были бездетными. И выслушивали из-за этого насмешки и упрёки. Ведь в древние времена бездетность считалась карой Божией за грехи. Однако Иоаким и Анна смиренно терпели, ждали, надеялись, молились. И наконец, когда праведные супруги достигли глубокой старости, Господь послал им Дитя. Девочку, которая стала Божией Матерью и принесла спасение всему человечеству.
Рождество Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают 21 сентября. В этот день в храмах поют песнопение, которое называется «Конда́к Праздника Рождества Пресвятой Богородицы». Кондак в современном богослужении — это небольшое песнопение, отражающее суть празднуемого события. Давайте поразмышляем над текстом кондака Рождества Богородицы и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Первая часть песнопения в переводе на русский язык звучит так: «Иоаким и Анна от поношения за бездетность, и Адам и Ева от тления смертного освободились святым Твоим рождеством, Пречистая...» Вот как эта строчка звучит на церковнославянском языке: «Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м...»
Второй отрывок кондака в переводе на русский язык звучит так: «Его (то есть Рождество) празднуют и люди Твои, от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: "Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!"» А вот как этот фрагмент звучит на церковнославянском языке: «То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея».
Пресвятая Богородица и её родители, святые праотцы Иоаким и Анна, услышали молитвы моих друзей. У Жени и Жени появилась славная, белокурая девочка. Как радостно общаться с этой благочестивой семьёй, в которой ценят, любят, уважают и берегут друг друга. Со смирением принимают и скорби, и радости, понимая, что всё посылает Господь. Пусть всегда в их доме живёт любовь!
Давайте послушаем кондак Праздника Рождества Богородицы полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Константин Юон. «Синий день. Ростов Великий»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Дядя Андрей, ты работаешь? Можно тебя побеспокоить?
— Не можно, Паша, а нужно! Во время работы за компьютером необходимо каждый час делать пятнадцатиминутный перерыв! Так что спасибо тебе, дорогой, что отвлекаешь. Ты что-то спросить хотел?
— Да, помоги, пожалуйста. Нам в институте преподаватель по истории искусств дал задание поразмышлять над вопросом — какой самый любимый город художника Константина Юона?
— Ваш преподаватель мудрый человек! В поисках ответа студент должен окунуться с головой и в биографию, и в творчество Константина Юона.
— Я вот окунулся и запутался.
— Немудрено! Константин Фёдорович любил Москву, в которой родился. Он охотно посещал Сергиев Посад и лавру преподобного Сергия. В начале двадцатого века, после окончания Московского училища живописи ваяния и зодчества, предпринял творческое турне за границу. А вернувшись, увлечённо писал старинные русские города.
— Вот именно! На его полотнах можно увидеть Торжок, Ярославль, Псков, Нижний Новгород.
— Так и есть! Или вот, взгляни, у меня в шкафу за стеклом стоит репродукция картины Юона «Синий день. Ростов Великий». Художник написал это полотно в 1906 году, подлинник хранится в Рязанском художественном музее. Здесь с большой любовью представлен уютный городок Ярославской области.
— Можно я достану репродукцию из шкафа?
— Конечно, достань! Я часто так делаю, особенно когда взгрустнётся. Взгляни — полотно разделено на две части по горизонтали. Внизу показана городская суета в тёплый весенний день. Солнце пригрело, снег растаял, дороги развезло. Люди хлопочут, преодолевают распутицу — кто пешком, кто на лошади.
— А в верхней части картины — белокаменные башни крепостных стен кремля.
— И церкви, залитые нежным розовым светом. По контрасту со слякотью внизу они кажутся воздушными, неземными. Купола над храмами — словно воздушные шары, возносящиеся в ярко-лазоревое небо.
— Так художник противопоставил земное и небесное?
— Скорей показал Божье благословение на труды человеческие. Попробуй закрыть верхнюю часть картины ладонью — нижняя будет выглядеть уныло. А под сенью храмов земная рутина преображается.
— И полотно выглядит радостным!
— Точно! В картине «Синий день. Ростов Великий» есть та особенная радость, которую писатель Борис Шергин называл «веселье сердечное». Потому я и не убираю далеко репродукцию. Согревает, питает, утешает.
— Так, может быть, любимый город Константина Юона — Ростов Великий?
— Художнику там очень нравилось, это точно! В одном из писем из Ростова Константин Федорович прямо писал: «Мне сейчас хорошо. Воскресенье, светит солнце сильно и ярко, звон густой, я это люблю».
— Вот видишь!
— Но, я полагаю, эта любовь — не к конкретному городу. Юону был дорог православный уклад со всеми его подробностями — глубиной богослужений, величием храмов, пением колоколов. Его городские пейзажи сродни благодарственной молитве за это. И картина «Синий день. Ростов Великий» тоже.
— Но какой же город Константин Юон любил больше всех?
— Художник умел подмечать в отечестве земном приметы Отечества Небесного. И в этом все русские города были для него одинаково дороги. Драгоценны.
Картину Константина Юона «Синий день. Ростов Великий» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России