
У нас в студии был клирик храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино, ведущий специалист Миссионерского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, полковник внутренней службы в отставке протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о том, как будучи известным ученым-криминалистом, сотрудником МВД принял решение стать священником, а также разговор шел о курсах дополнительного богословского образования Православного Свято-Тихоновского университета со специальным направлением для военных.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 76. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Давно замечено, что очень легко веровать в Бога тогда, когда в жизни всё хорошо; почти невозможно веровать в состоянии горя и отчаяния. Если в радости кажется, что Бог близок и слышит каждое наше слово, то в горе Он как будто бы исчезает, и нужно мужество, чтобы сохранить веру в такие периоды жизни. Авторам Псалтыри тоже доводилось переживать крайне тяжёлые ситуации, однако они ни на секунду не утрачивали своей веры. Свой опыт они изложили в псалмах. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 76-й псалом, в котором автор псалма Асаф проходит путь от крайнего отчаяния к надежде. Давайте пройдём этот путь вместе с ним.
Псалом 76.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Асафа.
2 Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня.
3 В день скорби моей ищу Господа; рука моя простёрта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения.
4 Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой.
5 Ты не даёшь мне сомкнуть очей моих; я потрясён и не могу говорить.
6 Размышляю о днях древних, о летах веков минувших;
7 припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает:
8 неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?
9 неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род?
10 неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?
11 И сказал я: «вот моё горе — изменение десницы Всевышнего».
12 Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних;
13 буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.
14 Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог наш!
15 Ты — Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Своё среди народов;
16 Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.
17 Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.
18 Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали.
19 Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась.
20 Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.
21 Как стадо, вёл Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.
Асаф недвусмысленно свидетельствует, что в день скорби его мысли обращены к Богу: «В день скорби моей ищу Господа; рука моя простёрта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения» (Пс. 76:3). Мы видим, что поиск ни к чему не приводит, Асаф не говорит, что он в скорби нашёл Господа, нет, он Его ищет, душа же Асафа не может найти себе утешения, и это ещё одно свидетельство молчания Бога, ведь если Бог отвечает человеку, то уже не может идти речи о скорби.
Но что делает автор псалма в этой ситуации? Пожалуй, то, что мало какой человек догадается сделать: он начинает вспоминать о тех великих делах Божиих, которые были в прошлом: «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних» (Пс. 76:12).
Оставшаяся часть псалма посвящена таким воспоминаниям, можно было бы ожидать, что Асаф после перечисления некоторых великих дел Божиих напишет о полученном утешении, об окончании периода скорби, но концовка псалма иная: «Как стадо, вёл Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона» (Пс. 76:21).
Можно было бы подумать, что Асаф не обрёл ожидаемого утешения, однако это не так. Да, водительство Бога через Моисея и Аарона — это одно из чудес Божиих, явленных над потомками Иакова, но здесь совершенно неслучайно стоит сравнение народа со стадом. Народ состоит из людей, а стадо — из скота. Люди — существа разумные, о скоте же этого сказать нельзя. Увы, но и люди иной раз уподобляются стаду, и происходит это тогда, когда мы перестаём понимать свой путь, перестаём ясно видеть, куда нам надлежит двигаться. Собственно, такое случается в состоянии скорби. Асаф это понял, он понял, что его непонимание — это непонимание человека, который не в состоянии осознать замысел Божий, человека, который в этом отношении подобен животному, а потому самый лучший выбор — это просто довериться Богу, рано или поздно Бог ответит на все вопросы, и никогда не оставит без Своего благословения того, кто Ему доверяет.
Псалом 76. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 76. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 76. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Асафа.
2 Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня.
3 В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения.
4 Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой.
5 Ты не даешь мне сомкнуть очей моих; я потрясен и не могу говорить.
6 Размышляю о днях древних, о летах веков минувших;
7 припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает:
8 неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?
9 неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род?
10 неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?
11 И сказал я: "вот мое горе - изменение десницы Всевышнего".
12 Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; 13буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.
14 Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог [наш]!
15 Ты - Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов; 16Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.
17 Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.
18 Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали.
19 Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась.
20 Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.
21 Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.
6 августа. О зависти

В 20-й главе Евангелия от Матфея в повествовании о завистливых делателях виноградника есть слова виноградаря: «Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе».
О зависти — протоиерей Владимир Кашлюк.
Учитель Церкви, святитель Василий Великий, говорит, что зависть — это скорбь о благополучии ближнего. Святоотеческая мысль определяет конкретные причины появления зависти: это себялюбие, гордость, тщеславие, корыстолюбие и зависимость.
Важно помнить, что грех зависти порождает соперничество и гнев, вражду и ненависть, ссоры и раздоры, клевету и злословие, потерю любви к ближним и ослепление разума.
Для того чтобы побороть зависть, необходимо: первое — усиленная молитва и покаяние, второе — благотворительное служение ближнему, и третье — благодарить Бога и быть всегда довольным тем, что имеем. Также важно изучать жизнь Иисуса Христа через чтение Евангелия и подражать Его качествам.
Таким образом, зависть — это признак неудовлетворённости тем, что даёт нам Бог. Преодолевая её, мы становимся ближе к Богу и учимся истинной любви.
Все выпуски программы Актуальная тема