
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Если верующие люди страдают и умирают так же, как неверующие и сомневающиеся, в чём смысл надежды на Бога и вверения себя в Его волю? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 21-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 21.
1 Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида.
2 Боже мой! Боже мой! внемли мне, для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.
3 Боже мой! я вопию днём, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения.
4 Но Ты, Святой, живёшь среди славословий Израиля.
5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;
6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:
9 «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасёт, если он угоден Ему».
10 Но Ты извёл меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.
12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.
13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце моё сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свёл меня к персти смертной.
17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;
21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;
22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.
23 Буду возвещать имя Твоё братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.
24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Всё семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним всё семя Израиля,
25 ибо Он не презрел и не пренебрёг скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.
27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
29 ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.
30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.
31 Потомство моё будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:
32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.
Открывая для себя библейскую историю, мы узнаём, что Бог совершал спасение людей поэтапно. Ной, Авраам, Моисей — люди, с именами которых связано нечто принципиально новое в отношениях Бога и человека. И, конечно, особенно ясно можно говорить о новизне Евангелия, ведь между Богом и людьми заключается Новый Завет. При этом очень важно понимать, что все эти исторические этапы не приводят весь мир и всех людей к новым отношениям с Богом механически. Господь стал человеком, умер и воскрес две тысячи лет назад, но это никак не значит, что все мы автоматически стали мыслить по-новозаветному. На первый взгляд, эта мысль совершенно очевидна. Однако на практике в нас очень часто господствует ветхозаветный подход к Богу.
21-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых трагичных текстов в Священном Писании. Причём, в новозаветном контексте трагизм особенно усиливается теми пророческими параллелями, которые мы видим в псалме и тех главах Евангелий, в которых описываются страсти Христовы. Однако, при всех совпадениях, между текстами есть одна глубинная разница, которая по большому счёту показывает разницу вообще ветхозаветных и новозаветных подходов. В псалме Давид очень удручён и практически теряет надежду, однако в итоге Бог спасает Его, и во второй части псалма мы видим благодарственные и радостные мотивы. Подобным образом мы видим, как трагизм книги Иова разрешается тем, что благополучие праведника оказывается восстановлено. Иными словами, надежда на Бога даёт явные плоды уже в этой жизни, даже если человеку приходится пройти тяжёлые испытания. Но в Новом Завете в страданиях Спасителя мы видим иное, потому что в итоге Он не спасается в последний момент, и не избегает смерти чудесным образом... Во время Его крестных страданий с Ним видимым образом не происходит ничего, что позволило бы сказать: Он надеялся на Бога, и Бог Его поддержал. Нет. Христос переживает реальную смерть, которая в обыденной жизни может интерпретироваться только как полное крушение всех надежд.
И всё же трагизм жизни, которая, несмотря ни на что, действительно заканчивается смертью, в христианском мировосприятии не является всеобъемлющим, потому что наша надежда простирается дальше, за страдания и смерть, к радости воскресения.
Псалом 21. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 21. (Церковно-славянский перевод)
4 августа. О духовных соблазнах

В 18-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам».
О духовных соблазнах — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь речь идёт не о бытовых соблазнах, которые так или иначе, конечно, возникают у нас, но о тех больших соблазнах, которые позволяют выявить искусных, которые дают венцы мужественным последователям и верным Христу. Вот об этих соблазнах здесь прежде всего идёт речь.
И не случайно Христос говорит: «Горе миру от соблазнов», потому что эти соблазны будут губить очень-очень многих. Это те соблазны, которые осознанно создаются определённой группой людей для того, чтобы бороться с Богом, по сути, и уловлять тех, кто не утверждён в вере, не утверждён в добродетели.
«Но надобно прийти им», — говорит Христос, именно потому что благодаря этим соблазнам выявляются верные, мужественные и искусные. И конечно же, если мы живём во Христе, то этот соблазн, хоть и приходит, но он помогает нам держаться за Бога, не забывать о Нём, чтобы противостоять этому соблазну.
Не случайно старец Амвросий говорил о праведном Лоте, что пока он был в Содоме, он был праведным, а когда вышел из Содома, то пал с дочерьми, потому что, видимо, душа, очевидно, его расслабилась в этом уже спокойном состоянии.
А касаемо соблазнителей, Священное Писание говорит нам, что их место будет в Огненном озере, но не нам их судить — это уже дело Божие и Его право как Судьи судить живых и мёртвых.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 августа. О смысле Божьего наказания

В 11-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром».
О смысле Божьего наказания — священник Стахий Колотвин.
Бог абсолютно един, и нет никакого противоречия, которое может нам, людям, разделённым грехом, казаться, что — как же может быть любящий Отец — всепрощающий и справедливый судья?
И в том, и в другом проявлении Господь показывает нам максимальную заботу. И поэтому, когда Он нас сейчас судит, когда не откладывается суд над нами до момента Страшного суда, то, как апостол Павел говорит, а преподобный Ефрем Сирин размышляет, это в нашу пользу, потому что мы имеем возможность исправиться.
Если ты не исправился сейчас, то на Страшном суде уже поздно. Господь говорит — не знает тебя. А если Господь тебя знает, если Господь видит, что ты хочешь Его узнать, то Он обязательно даст тебе возможность в этой земной жизни: и первую, и вторую, и, может, 131-ю возможность исправиться.
Но порой, увы, мы настолько грешны, настолько любим себя, настолько погрязли в своих заблуждениях и не хотим исправляться, что Господу приходится нас наказывать.
Но, как сказано ещё в Ветхом Завете: «И наказание Твое исправи мя в конец, и наказание Твое томя научи». Это наказание — не кара какая-то, «наказ» — это некоторое наставление, это некоторые указания, это подсказка, как выбраться.
Вот, можно сказать, Господь нам указывает, как сделать следующий шаг, именно нам — личная такая консультация от Творца неба и земли, чтобы приблизиться к Нему, приблизиться к райской вечной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 августа. О мировоззрении Сергея Трубецкого

Сегодня 4 августа. В этот день в 1862 году родился русский религиозный философ и общественный деятель князь Сергей Трубецкой.
О его мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Труд Сергея Трубецкого говорит о том, что христианство — поистине богооткровенная универсальная религия. И только в устремлении ума и сердца человеческих ко Христу душа человеческая обретает истинное ведение и истинное знание о сущем.
Отрицая Христа, Бога, Слово, человек погружается де-факто, по необходимости, в абсолютный мрак фантазий, произвольных построений и представлений о мире и о человеке, чем и грешит.
Оторванный от христианских корней немецкий идеализм, Сергей Николаевич Трубецкой — религиозный православный мыслитель. Ректор Московского университета резко был против студенческих волнений, инициированных в начале XX века либеральной публикой. Провожали его в путь всея земли сотни и тысячи людей.
А мы с вами призваны изучать наследие русских религиозных философов, чтобы и самим не попадаться в сети материализма и прочих «-измов», цель которых одна — украсть у человека истинное богопознание и любовь к Спасителю Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема