
Рим., 116 зач., XV, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вера имеет различные степени, и вполне очевидно, что есть те, чья вера сильна и действенна, а есть и другие люди — их вера находится на этапе становления. У апостола Павла есть очень интересные мысли о том, как должна себя проявлять сильная вера, и об этом апостол рассказал в 15-й главе своего Послания к Римлянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Первая строка только что прозвучавшего отрывка апостольского послания отсылает нас к предшествующим размышлениям апостола Павла, в частности, к 14-й главе его Послания к Римлянам. В ней есть такие слова: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Павел был уверен, что в Церкви у каждого человека свой путь, и чья-то вера колеблется, а потому такой человек очень внимателен к пищевым ограничениям; он боится себя чем-либо осквернить, полагая, что идоложертвенная пища что-то значит, как что-то значат и сами идолы. Обращаясь к римским христианам из числа евреев, апостол Павел подразумевал и тех из них, кто продолжал быть под игом закона Моисея, не имея веры для освобождения от него. Таких людей апостол называл «немощными в вере» (Рим. 14:1).
Почему же люди, столь внимательные к пищевым ограничениям и боящиеся осквернения, а также соблюдающие закон Моисея, немощны в вере? Мы привыкли, что слабость веры проявляется иначе — как пренебрежение какими-либо ограничениями. Дело здесь в том, что Павел не верил в идолов, как не верил в действенность отжившего своё закона. Павел вообще ни во что не верил, кроме Христа. Сам он свою убеждённость выразил так: «Идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4). А если это так, то осквернить человека может лишь то, что его отделяет от Бога; отделяет же от Бога грех, но никак не идоложертвенная пища или же несоблюдение, скажем, ритуальных постановлений книги Левит.
Но как быть с теми, кто ещё не взошёл на должную высоту веры?
Прозвучавший сегодня отрывок даёт нам исчерпывающий ответ: если вера человека сильна, то он должен «сносить немощи бессильных и не себе угождать». Иными словами, ему не стоит надмеваться собственной верой, не стоит гордиться, но подобает помогать тем, кто ещё слаб. Святой праведный Иоанн Кронштадтский прокомментировал эту мысль апостола Павла так: «Итак, по примеру Иисуса Христа, мы должны непременно носить на себе немощи немощных и не думать о своих выгодах, когда дело идёт о помощи ближнему. И как хорошо это делать! Мы подражаем в этом случае Самому Господу, Который, конечно, наградит по-Божески усердие верных Своих слуг, служащих своим братиям».
Увы, но зачастую получается нечто иное: мы, если ощущаем себя сильными в вере, свою силу пытаемся выставить на показ; мы редко обладаем той деликатностью, которая позволяет никого не уязвить. Апостол Павел сегодня призывает нас задуматься об этом. Ну а тех, кто ещё слаб, апостол призывает не переживать из-за этого, а с верой и надеждой на Христа идти своим путём ко спасению, памятуя, что силу веры подаёт просящим Воскресший из мёртвых Спаситель мира.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема