Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 1-13. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 1-13

Мф., 57 зач., XIV, 1-13 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Обычно в деловых отношениях такие качества, как ответственность и умение держать слово, очень ценятся. Но бывают ли ситуации, в которых можно не держать слова и вести себя безответственно? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 14.

01 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

02 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

03 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

04 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

05 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

06 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,

07 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

08 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

09 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

Когда человек, учившийся в советской или российской школе, слышит рассуждения о честном слове и ответственности, он нередко вспоминает рассказ Пантелеева «Честное слово». Дети играли в войну, и мальчик, имевший в игре звание сержанта, дал слово стоять на посту и ни за что не соглашался уходить домой, пока ему не разрешил это настоящий, а не игрушечный майор. В любое время нашлись бы люди, которые посмеялись его наивности, хотя для самого автора рассказа подобное волевое поведение и верность слову явно были примером достойного и ответственного отношения к своим обязанностям. Неслучайно слово «ответственность», как и слова «вече» и «привет», содержит один и тот же корень «вет», который в древности означал договор. Человек, который связывал себя договором, входил в общее нравственное пространство, соглашался на общие условия и понимал, что он обязан этих условий придерживаться. Не хочешь договариваться — твоё дело, но, если договорился, будь верен своему слову.

В отрывке из Евангелия от Матфея, который сейчас прозвучал, мы слышим историю казни Иоанна Крестителя. Конечно, причин у произошедшего было несколько. Ирод сам злился на Иоанна, так как не хотел выслушивать его обличений за сожительство с Иродиадой, женой брата, которое явно было греховным, и все это понимали. Но, одной этой причины было недостаточно, потому что Ирод боялся простых людей, в среде которых Иоанн почитался как пророк. Однако страх не остановил его, когда ему пришлось выполнять клятву, данную публично Саломее, дочери Иродиады. Ирод, который, судя по всему, не рассчитывал на такую просьбу, постыдился нарушить данное им слово. С формальной точки зрения он сдержал слово, то есть поступил честно. Однако с точки зрения содержательной его поступок был неоправданно жестоким и греховным. Но как же отличить честную ситуацию от греховной?

В данном случае рассказ о мальчике из рассказа Пантелеева и его честном слове оказывается, как нельзя кстати. Дело в том, что мальчик отказывался слушаться гражданских и тех, кто младше его по званию, пусть и существовавшему только в рамках игры. Он понимал, что у военных своя этика, и, войдя в игру, он согласился действовать в её границах. Итак, если мы христиане, должны ли мы держать слово и быть ответственными? Конечно! Христиане призваны являть пример и честности, и ответственности, и способности держать слово. Но в первую очередь под словом мы должны понимать слово, данное нами Богу в Крещении. И если обстоятельства ставят нас перед выбором, верность Богу должна быть для нас выше любых общественных конвенций и договорённостей. Когда-то у горы Синай иудеи вступили с Ним в завет, то есть договор и были призваны соблюдать своё слово. В наши дни, принимая Таинство Крещения, и мы входим с Богом в Завет и призваны проявлять верность слову, которое дали.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!