«Уверенность в себе». Протоиерей Алексей Батаногов, Елена Браун, Светлана Чехова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Уверенность в себе». Протоиерей Алексей Батаногов, Елена Браун, Светлана Чехова

Уверенность в себе (20.07.2025)
Поделиться Поделиться

В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Алексей Батаногов, юрист, подполковник внутренней службы в отставке Елена Браун и предприниматель Светлана Чехова размышляли о том, что может давать христианину уверенность в себе, как отличить это от ложной самоуверенности и как доверие Богу помогает в жизни.

Ведущая: Наталия Лангаммер


Н. Лангаммер

— Добрый вечер, дорогие радиослушатели, в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы по традиции в вечернем эфире в воскресенье обсуждаем одну из тем, которую подняли авторы программы «Частное мнение» в утреннем эфире. Тема сегодня звучит так, в утвердительной форме — «Уверенность в себе». Вот этот постулат, эта установка, что она значит для православного христианина. У нас в гостях сегодня, чтобы обсудить эту тему, протоирей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево. Добрый вечер, отец Алексей.

Протоиерей Алексей

— Добрый вечер.

Н. Лангаммер

— Елена Браун, юрист, подполковник внутренней службы в отставке. Добрый вечер, Елена.

Е. Браун

— Добрый вечер.

Н. Лангаммер

— И Светлана Чехова, предприниматель, которая предложила поговорить на эту тему. Сейчас мы послушаем программу Светы и потом уже начнем нашу дискуссию.

«В современном мире, где мы так часто рассказываем о своих победах, мало кто говорит о провалах, хотя они и есть та самая основная часть успеха. Как писал Клайв Льюис, неудачи — это указательные столбы на пути к успеху. Но порой, совершая ошибку за ошибкой, мы начинаем терять веру, силы встать и начать сначала. Пару лет назад у меня был партнерский бизнес-проект «Магазин товаров для дома», на который мой партнер предоставил мне необходимую сумму денег, чтобы начать общее дело. Дело я начала с энтузиазма, полной вовлеченностью и кучей ошибок. Как ни пыталась я их исправить, нанимая лучших специалистов, работая сутками напролет, у меня ничего не получалось. Спустя пару лет, я полностью выгоревшая, разочаровавшаяся в себе и умирающая от стыда перед партнером, поверившим в меня, закрыла магазин. Думая, что на этом мои страдания закончатся, глубоко заблуждалась. Я впала в состояние, когда ничего не хотелось делать, ничего не радовало и непонятно было, куда идти. Спасло меня от депрессии то, что я регулярно ходила на литургию, причащалась, старалась не закрываться, а общаться с людьми. Хотя это было непросто, и мысли о том, что я неудачница, ничего не умею, ничего больше у меня не получится, порой захлестывали меня лавиной. Но стоит отметить, что осознание того, что все всегда происходит по Божиему промыслу и на пользу нам, побеждало во мне. По сути, плохих или хороших событий не существует, все совершается или с Божией помощью, или с Божиим попущением на пользу человеку. Долго быть без дела я не могла, нужно было чем-то заниматься. Когда ты что-то теряешь, перед тобой открывается безграничная перспектива, и это самое сложное. Я могла пойти любой дорогой, выбрать любой бизнес, но у меня не было ориентира. Все родители знают, что стоит привезти ребенка в магазин, сказать ему «бери, что хочешь», и начнется долгий и мучительный процесс потери нервных клеток. Так и я, как маленький ребенок, не зная, чем мне заниматься, снова и снова делала ошибки, выбирая не то, что приносило бы пользу мне и обществу. В какой-то момент я приняла единственно верное для себя решение — остановиться, максимально устранить внешний шум и посредством уединения, молитвы и причастия вернуть себе внутренний мир. Когда внутри мир, появляется возможность найти верный путь. Начала с малого, делала то, что умела лучше всего и то, что у меня получалось — украшала пространство вокруг себя, рисовала картины, вела блог, дарила цветы. Со временем вера в свои силы появилась снова, и я с Божией помощью открыла цветочную студию, где могла уже в полной мере, вместе с букетами, дарить людям радость и вдохновение. В моем любимом акафисте «Слава Богу за все» есть такие строчки: «Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра, а в душе у него тишина и свет, там Христос, и сердце поет: „Аллилуйя“. Несмотря на трудности вокруг, храня внутренний мир, мы сможем не впадать в отчаяние, а принимать все со смирением и благодарностью, доверяя свою жизнь всецело Богу. Нужно помнить, что человек не определяется успешностью или неуспешностью, наградами или достижениями. Любая жизнь ценна сама по себе, это путь со взлетами и падениями. Главное продолжать идти. Идти с улыбкой, надеждой, верой и любовью».

Н. Лангаммер

— Программа у тебя такая правильная, все в ней уже разложено. Почему вдруг, после того как ты все выводы уже сделала, ты предложила поговорить о теме уверенности в себе?

С. Чехова

— Наверное, мне кажется, в целом, вот уверенность в себе — это такое очень обширное понятие, и часто зависит от контекста. У меня в передаче, наверное, больше про уверенность такую, которая основывается на навыках, да, ведь, допустим...

Н. Лангаммер

— Но доверии Богу у тебя там.

С. Чехова

— Доверие Богу тоже, да. Ну вот здесь, мне кажется, вот когда мы что-то постоянно делаем, допустим, водим машину 20−30 лет, мы уверенно себя чувствуем за рулем, да, или если мы, допустим, только садимся за руль, мы не уверены. И также, допустим, хозяйка, которая борщ сто раз сварила, она тоже уверена. У меня вот такой вопрос, именно мне хотелось бы обсудить, про уверенность как состояние. Ведь я также в передаче сказала, что уверенность православного христианина основывается на вере в Бога, то есть является ее основой. Так вот, почему же мы вот даже, православные люди, все-таки эту уверенность теряем, то есть как, почему она у нас теряется, и как вот ее не терять. И как опять же не уйти в самоуверенность здесь. Потому что слова «уверенность» и «самоуверенность» — корень «вера», да. Как вот именно эта вера должна быть такой правильной.

Н. Лангаммер

— Давайте разбираться, отец Алексей. Мы уже запутались — уверенность в себе, самоуверенность.

Протоиерей Алексей

— Да, главное не запутаться дальше. Очень хороший пример вы привели про вождение автомобиля. Прямо замечательно, я обязательно запомню, как-нибудь на проповеди я расскажу об этом. Когда обычно водитель начинает водить машину, уверенность появляется через пару лет. Это самый аварийный возраст водителя. Пока он очень осторожен, не уверен, перестраховывается, не рискует, а потом начинается такой вот критический возраст — ну не всегда, но как правило, вот инструктора об этом говорят и инспектора, значит, дорожного движения. А 20−30 лет — это уже другое. Вот когда человек излишне самоуверен, он, даже имея навык, делает ошибку. У меня много случаев было, прямо, знаете, я даже как-то формулу — ну, не формулу, конечно, такое наблюдение вывел. Когда человек говорит: смотри, как надо, я тебе покажу, — вот он наверняка ошибется. У этого есть интересное подтверждение в Евангелии. Апостол Петр, когда Христос говорил после Тайной вечери, что все вы Меня предадите, оставите, что сказал апостол Петр: если даже все Тебя оставят, я Тебя не оставлю, даже до смерти. Вот сегодня ты от Меня отречешься трижды, прежде чем петух не прозвучит...

Н. Лангаммер

— Не пропоет.

Протоиерей Алексей

— Не пропоет, да. Эта вот такая тема, уверенность, может быть, в Боге должна быть. Все могу, когда укрепляет меня Господь.

Н. Лангаммер

— А в себе?

Протоиерей Алексей

— Все могу — но когда Господь меня укрепляет, если я с Богом. А если «я так не сделаю, как другие... смотрите, как надо» — это так же, как уверенность неоправданная молодого водителя приводит к ошибкам, к авариям.

Н. Лангаммер

— Ну вот я тоже на эту тему размышляла, она настолько многогранная, мы даже не смогли четко сформулировать вообще, про что программа, потому что решили просто пощупать вот это понятие, да, уверенности в себе. Верить в себя, что это означает? Вот, Лена, вот вера в себя. Есть вера в Бога, а вера в себя, для вас это что?

Е. Браун

— Вы знаете, здесь тоже, вот как отец Алексей сказал, настолько многогранно. Я бы на своем примере личном рассказала, как я поверила в себя, но опять же только благодаря Божией помощи. Так случилось, у меня несколько лет тому назад, в связи с жизненными обстоятельствами, случилось так, что я осталась одна. Абсолютно одна, на руках несовершеннолетний ребенок, кошка, мама больная пожилая, а ни жилья, ни, скажем так, достаточных средств к существованию. Потому что пенсия офицера силовых структур не такая большая, чтобы можно было содержать и ребенка, кормить, воспитывать и так далее. И на самом деле была в отчаянии, практически в отчаянии. И это все усугублялось еще, скажем так, жесточайшими переживаниями в связи с предательством близких. И что в этой ситуации, кто в этой ситуации может помочь и спасти ситуацию? Кто? Инстинктивно смотрела по телевизору программу «Спас» наш на телеканале, и в рекламных паузах была такая фраза с заставочкой, с со львенком: «Не бойся, я с тобой!». «Не бойся, Я с тобой!» — это сказал наш Господь Иисус Христос. Поэтому, в конце концов, эта фраза и поселила во мне уверенность, что все будет хорошо, Бог со мной, Он рядом.

Н. Лангаммер

— Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы сегодня обсуждаем фразу «уверенность в себе». Вот такое словосочетание, что оно означает для православного христианина. В гостях у нас протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево, Елена Браун, юрист, подполковник внутренней службы в отставке, и Светлана Чехова, предприниматель. Лена, ну вот этой фразы было достаточно, чтобы вы первый раз обратились к Господу в своей жизни или нет?

Е. Браун

— Нет, конечно, я и до этого была верующим человеком, благодаря своей бабушке, Царство Небесное, Марии Григорьевне Синиченко — я расскажу, она из донских казаков, с Таганрога, а у казаков это вообще, в принципе, на уровне ДНК, воцерковленность. Но вот в данный момент, когда было на самом деле очень тяжело в душе, нужна была опора.

Протоиерей Алексей

— Очень, простите, очень важное замечание. В этой ситуации, вы сказали, что близки были к унынию, к отчаянию, ни на кого не было надежды. Вот тогда Бог начинает действовать в нашей жизни, если мы Его пускаем. «Не бойся, Я с тобой» — вот это на сердце надо положить, что если я действительно не говорю так только, но и думаю так, чувствую так, доверяю Богу: «Господи, пусть мне будет по Твоей любви. Я не знаю как, благослови». Вот тогда приходит и помощь Божия и уверенность в том, что все будет хорошо, потому что Господь со мной. Я думаю, что это очень ключевой момент нашей темы, нашей передачи, что вот все зависит, на кого я надеюсь в этой ситуации, на себя: «я не сделаю, как они» или: «Господи, дай мне сделать так, как надо».

Н. Лангаммер

— А причем здесь уверенность в себе?

Протоиерей Алексей

— Тогда Бог благословляет, если я с Богом по-настоящему. Не на словах, не свечку ставлю, не внешние какие-то атрибуты, а именно доверяю Богу: «Господи, будь со мной, благослови меня, направь меня, как мне быть». Я уверен в себе, я уверен в Боге, Который действует в моей жизни.

Н. Лангаммер

— Да, но не в себе, не в своих силах.

Е. Браун

— Смотрите, когда ты не доверяешь Богу, у тебя в душе смятение и страх. Самый элементарный страх — за будущее, за своих родных, у тебя ответственность и так далее. Когда ты полностью доверяешь Богу, то у тебя спокойствие, уверенность и сила. Спокойствие и уверенность порождают фундамент, внутренний стержень.

Протоиерей Алексей

— Если человек доверяет Богу.

Е. Браун

— Доверяет полностью Богу.

Протоиерей Алексей

— А если он не доверяет Богу, у него есть не только вариант страха за будущее, у него есть вариант гордыни.

Е. Браун

— Да, это самое страшное.

Протоиерей Алексей

— А если у человека гордыня, то Господь для пользы его души...

Е. Браун

— Посылает еще больше.

Протоиерей Алексей

— Для спасения его души его смирять начинает. Потому что он в пагубном духовном состоянии находится и начинает ошибаться, превозноситься, гордиться, потом ошибаться, уходит в другую сторону, на страну далече.

Н. Лангаммер

— Вот да, вот это «поверь в себя» — вот то, к чему нас призывает реклама, это что?

Протоиерей Алексей

— Мне очень нравится выражение такое: «Бог в тебя верит».

Н. Лангаммер

— Вот я про это хотела спросить. Бог верит в человека. Верит во что?

Протоиерей Алексей

— В том, что человек способен...

Е. Браун

— Впустить Его.

Протоиерей Алексей

— Открыть Ему дверь в свое сердце, жить по Божией воле, по Божиим заповедям.

Н. Лангаммер

— И, наверное, реализовывать свои таланты.

Протоиерей Алексей

— Это одно из заданий от Бога в том числе. Но мне кажется, вот здесь мы нащупали на самом деле, такой, может быть, не ответ, но такую вот линию, грань такую, что если это основывается на гордыне, уверенность в себе...

Н. Лангаммер

— Это самонадеянность.

Протоиерей Алексей

— То это приводит к ошибкам, к большим. И на каком-то этапе это может быть успех там внешний или еще что-то, но в конечном этапе это не тот путь. И если моя уверенность смиренная: «Я не могу ничего без Тебя, Господи, пусть мне будет по Твоей любви, пусть мне будет по Твоей воле», — тогда эта уверенность, так сказать, на Боге основана, на прочном фундаменте, на камне. Не на песке, а на камне.

Е. Браун

— И семена, мне кажется, вот эти плоды, Господь и посылает нам эти трудности, вот эти семена взращиваются, конечно. То есть чем больше вот этих трудностей, страданий, тем наша душа — алмаз, превращается в бриллиант, то есть ограняется. И да, вот отец Алексей абсолютно прав, если гордыня, то посылаются еще большие, смирительные, нам для смирения и для воцерковления души.

Н. Лангаммер

— То есть все-таки мы говорим про то, что должно быть недоверие себе...

Е. Браун

— Доверие только Богу.

Н. Лангаммер

— Доверие только Богу. Что это значит, недоверие себе, отец Алексей? Здоровое недоверие себе.

Протоиерей Алексей

— Ну мне кажется, то есть я бы по-другому сказал. Не недоверие себе, а просто смиренное отношение к себе. Когда человек хорошо себя знает. Любой, самый профессиональный человек может совершить нелепую ошибку. У каждого есть такой список ошибок своих серьезных, даже у великих, профессиональных, успешных людей, профессионалов в своем деле имею в виду. Поэтому здесь нужно смиренно относиться. Вот почему перед всяким делом в православной, вообще в христианской традиции молимся? Потому что лишний раз напомнить себе, что мы Бога просим, чтобы Он благословил наш труд, чтобы Он благословил наше дело, наше решение. Это очень важно. Хотя иногда это может стать формальностью такой некоей, но, в принципе, если мы стараемся неформально произносить слова молитвы, то это каждый раз напоминает нам о том, что мы должны не на себя надеяться, а на Господа.

Н. Лангаммер

— Можно я процитирую вопрос, который мне задают неверующие знакомые? Это уже из области тщеславия, наверное, что «но я же это умею»? Хорошо, без Бога я не сделаю это правильно, да. И там я, садясь за руль, хотя там уже почти 30 лет за рулем, я понимаю, что да любой камушек, да любой поворот, да все, что угодно, если Бог не защитит...

Протоиерей Алексей

— Можешь не ты ошибиться, а водитель трактора, который ехал по встречной полосе.

Н. Лангаммер

— Ну хорошо. Ценностью является то, что умею я, или это все ничто?

Протоиерей Алексей

— Нет, это является, безусловно, ценностью, но приобрести этот навык тебе тоже дал Бог. У твоих родителей была возможность тебе дать образование, было время, средства, учителя рядом, не знаю, институты, школы, кружки... Да сам факт твоего рождения, вообще говоря, событие неочевидное, если мы вспомним сколько абортов в нашей стране ежегодно делается. И сколько рождается, и сколько делается абортов, сам факт рождения — это чудо Божие. А вы знаете что, я думаю, что Бог нас так сильно любит, мы даже себе представить этого не можем, даже в какой-то относительной мере. Наверное, в относительной можем. Знаете, есть такое изречение: «Ты делай, делай, Бог благословит». Вот я думаю, что любящий Отец наш Небесный, если Он видит наше усердие в чем-то, Он благословит. Я вот думаю, знаете, у вас была неудача такая в бизнесе. Мне хочется вас спросить, вы ведь, наверное, сделали какие-то выводы из всего этого, какие-то ошибки вы совершили, не тем путем пошли, может быть, не с теми людьми, может быть, не финансовыми — ну какой-то ряд был, ряд ошибок. Это опыт. Это платный урок. Знаете, когда у меня были случаи, связанные с разными событиями, там с увлечениями моими, когда что-то такое происходило, бывало, я говорю: «Спасибо, Господи, за урок. В этот раз он был платный».

Н. Лангаммер

— Очень хорошая фраза, да, урок был платный. Плата не всегда финансовая, наверное.

Протоиерей Алексей

— Иногда финансовая. Просто иногда финансовая.

Н. Лангаммер

— Спасибо, что деньгами взял.

Е. Браун

— Отец Алексей, а скажите, пожалуйста, а вот есть же такое тоже, скажем так, изречение и мудрость, что у Господа на всех свои планы, все промыслительно. То есть если какая-то здесь неудача, значит, Господь поворачивает в другую сторону, что-то открылось бы в другую сферу?

Протоиерей Алексей

— Да, может быть, иногда нужно усердие проявить. Конечно, дар рассуждения — это величайший дар, вот как святые отцы наши учат, — это понять, нужно остановиться или проявить усердие. Тут, конечно, извечный вопрос. Обращаемся к молитве, к духовнику, к Евангелию, слушаем свое сердце, стараемся поступить по заповеди Божией в конкретный момент.

Е. Браун

— По совести.

Протоиерей Алексей

— Ну совесть — это она соразмерна заповедям Божиим. Совесть указывает нам, когда мы нарушаем заповеди Божии. Поступай так, слушай, как Господь тебя направит. Бывают самые разные ситуации. Кто-то должен больше усердия проявить в этом же направлении, кто-то должен изменить ситуацию. Я думаю, что, понимаете, ведь у Бога на нас Свои планы, но все-таки эти планы спасения души нашей, победы над своими грехами и страстями, чтобы в нашем сердце все-таки была любовь, такой дар Божий, мы смогли его воспринять, а не временное то или иное земное дело. Оно важно. Безусловно, оно важно...

Е. Браун

— Но все для спасения души.

Протоиерей Алексей

— Но оно не имеет максимальную важность. Моя душа имеет большее значение для Бога в вечности, чем успех нашей радиопередачи или успех даже проповеди, может быть, или тем более каких-то более житейских дел.

Н. Лангаммер

— Света, но ты все-таки выбрала формулировку про уверенность в себе. Ты находишь ответы сейчас? Я тебя буду по ходу спрашивать. Потому что, по-моему, мы сейчас говорим про доверие Богу, про уверенность в Его любви, причем здесь я, почему в себе я должна быть уверена? В своей вере или что имеется в виду «в себе»?

С. Чехова

— Ну пока вот как бы, мне кажется, мы касаемся, но совсем вот прямо конкретного такого ответа нет.

Н. Лангаммер

— Корректируй.

С. Чехова

— Да, но я сейчас вспомнила, есть такая фраза, которая часто встречается у святых отцов. Вот патерики они цитируют, что «дай, Боже, сил моим желанием и намерением». То есть получается, что в целом, наверное, все-таки важно вот именно само... Ну то есть у нас есть свобода воли, вот эта наша уверенность все-таки должна быть у нас.

Е. Браун

— Дай, Боже, сил.

С. Чехова

— Да, дай, Боже, сил нашим желанием и намерениям.

Протоиерей Алексей

— Нет такой мысли, что я уверен в себе, я все смогу. Как только мы обходим Бога, оставляя, так сказать, на периферии, мы начинаем впадать в гордость, в гордыню.

Е. Браун

— А мне кажется, все-таки устраняется страх перед неизвестностью. То есть алгоритм действия такой — мы верим в Бога, верим в Его незыблемую помощь, в силу, как говорят еще, есть такая фраза: «Если с нами Бог, то кто против нас? Если со мной Бог, то кто против меня?» То есть страх устраняется, спокойствие и уверенность поселяются в сердце, а это как раз фундамент для вот этого внутреннего стержня.

Н. Лангаммер

— Уверенность в чем?

Е. Браун

— Уверенность во всем. Ты сильнее. Ты с Богом сильнее всех этих жизненных неудач. Ты с Богом — ты сильнее всех этих жизненных неудач и выше их.

Н. Лангаммер

— Света, уточняй.

С. Чехова

— Да, но мне кажется, все-таки важно, чтобы человек вот, он, конечно, не ставил себя выше Бога, но все-таки мы же как...

Е. Браун

— Нет, вместе с Богом.

Протоиерей Алексей

— Соработники.

С. Чехова

— Но мы сотворцы, да, то есть мы все равно должны быть верны своим целям, своим желаниям. Но при этом, конечно...

Протоиерей Алексей

— Ответ. Делай, что должно, и будь, что будет.

С. Чехова

— Да.

Протоиерей Алексей

— То есть, если я живу по заповедям Божиим, доверяю Богу, стараюсь исполнять Его заповеди, как бы сверяю свое сердце и свою жизнь, поступки с Евангелием, то будет так, как надо. А вот эта неуверенность в себе, я думаю, кроется отчасти в том, что мы не живем по-Божии, что мы живем не так, как надо. И мы думаем: а с какой стати Бог нам должен помогать, если я не исполняю Его заповеди?

Н. Лангаммер

— Ой, вот я хотела эту тему поднять.

Протоиерей Алексей

— А на самом деле любовь Божья выше, чем вот эта мысль. Эта мысль не про Божественную любовь. Это мысль про обиженного человека, который не будет делать то, что просит его там мама, папа, муж, жена, брат, сестра, потому что он не сделал то, что я его просил. Это не про Бога.

Н. Лангаммер

— Но это на самом деле про слабую веру, наверное, или про гордыню?

Протоиерей Алексей

— Ну это рядом. Это незнание Бога. То есть мы все не знаем Бога. В разной, в очень большой степени все не знаем Бога. И когда человек действительно учится вере, живой вере, чувствует действия Божии в жизни, промысл Божий, любовь Божию, возрастает это доверие Богу и какое-то понимание отчасти — Бога нельзя понять в полной мере. Понимание того, что Бог тебя любит гораздо сильнее, чем ты можешь по-человечески вот это смоделировать на своих близких.

Е. Браун

— И самое главное, ты ставишь Бога вперед, выше всех.

Н. Лангаммер

— Интересная очень тема — про неуверенность в себе. У меня много вопросов, я так чувствую, у Светы тоже. Мы вернемся через некоторое время в нашу студию, сейчас прервемся. Напомню, что мы обсуждаем тему уверенности в себе. В гостях у нас протоирей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево, Елена Браун, юрист, подполковник внутренней службы в отставке, и Светлана Чехова, предприниматель. Не переключайтесь, мы скоро будем снова в эфире.

Н. Лангаммер

— Возвращаемся в студию Светлого радио, чтобы продолжить обсуждение темы, которая строится вокруг фразы «уверенность в себе». Меня зовут Наталья Лангаммер. В гостях у нас протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево, Елена Браун, юрист, подполковник внутренней службы в отставке, и Светлана Чехова, предприниматель. Отец Алексей меня немножко опередил, я хотела вторую часть программы посвятить неуверенности в себе — пойдем, как говорится, от противного. Вот неуверенность я могу как бы, давайте тоже в себя загляну. Вот это точно то, что диагностировал сейчас отец Алексей. С какой стати мне Бог должен помогать, я не исполняю заповеди. И действительно тут просыпается какое-то: ну вот видите какая, я осознаю свои грехи, что мне рассчитывать-то на Бога? И появляется страх и неуверенность в своих силах. Потому что-то, в чем у тебя есть навык, ты как бы делаешь на автопилоте, на автомате, ты в этом не сомневаешься. Ты сомневаешься в благополучном исходе того, что ты задумал, ты сомневаешься, что будет так, как ты задумал. Соответственно, это вопрос только к Богу: будет так, как ты задумал или не будет так, как ты задумал? Значит, это недоверие, правильно?

С. Чехова

— Недоверие.

Протоиерей Алексей

— У меня появилась такая мысль, что вообще это хороший метод — идти от противного. Есть даже такой в богословии такой метод, что это вот апофатическое богословие. «Бог есть любовь», да, — утверждение. «Бог не есть любовь», «Бог не есть справедливость», «Бог не есть там истина». Почему? Потому что Бог выше истины, Бог выше любви, Бог выше милосердия. Ну то есть от обратного. Мы Бога не можем познать в полной мере, поэтому просто утверждать, что «Бог есть это» — ограничивать Бога. А Бога ограничить...

Н. Лангаммер

— И «есть это» в нашем понимании, да?

Протоиерей Алексей

— Ну в данном случае мы не Бога пытаемся определить, а разобраться с уверенностью и неуверенностью в себе. И вот я думаю так, что не должно быть неуверенности в себе. Это не равно быть самоуверенным. То есть я не буду не уверен в себе, потому что я могу трудиться, Господь мне дал силы. Я могу думать, мне Господь дал разум. Я могу молиться Богу, потому что верю в Бога. Я могу призвать Бога себе в помощники, поэтому у меня нету неуверенности. Но это не равно самоуверенности или гордой уверенности. То же самое, просто с другой стороны.

Н. Лангаммер

— Эти понятия настолько все перепутаны. Сейчас разбираемся, распутываем. Света, распутывается у тебя?

С. Чехова

— Ну я думаю, да, понемногу распутывается. И мне еще кажется, вот по поводу уверенности — неуверенности, мне кажется, очень сильно еще влияет окружение человека. И действительно, если мы попадаем в такую безопасную среду, где нас поддерживают, где мы с одними ценностями, это как бы дает нам больше уверенность, чем если человек попадает, допустим, часто бывает, на работе, где-то, где его не понимают, не принимают, не дают развиваться, то он, соответственно, становится не уверен. Поэтому, здесь вот...

Протоиерей Алексей

— Нет, просто дело в том, что это фантастически действительно, мы вот так ходим как-то все очень вокруг да около и рядом, и в то же самое время... Да, но, с другой стороны, человека сильнее делают именно такие обстоятельства. Когда он в тепличных обстоятельствах, когда его все гладят по головке, любят, холят, лелеют там и так далее, он расслабляется часто. А когда сложная ситуация, кризисная ситуация, травматичный опыт для многих стал лучшим опытом духовного роста, вообще профессионального роста, человеческого роста.

Е. Браун

— А я еще вот знаю такую фразу, такую многообещающую, что Господь не дает тех испытаний, которые человек не может перенести, то есть все человеку по силам. Поэтому, когда неуверенность просыпается, накрывает, ты сразу вспоминаешь, это все временно.

Протоиерей Алексей

— Господи, если Ты допустил эту ситуацию...

Н. Лангаммер

— Значит, она мне по силам.

Е. Браун

— Она по силам.

Протоиерей Алексей

— Вот так. Господи, если Ты допустил эту ситуацию. Давай, решай ее. Вместе со мной.

Е. Браун

— А это разве не перекладывание всей ответственности на Господа?

Протоиерей Алексей

— Нет, не перекладывание.

Е. Браун

— У нас своя воля.

Протоиерей Алексей

— Человек, допустим, вот есть такой интересный момент другой. Вот есть пастырские искушения так называемые, тема, какие искушения бывают у священника. В том числе одно из искушений — это вот такое, ну не очень подходящее слово «выгорание», оно неправильное по отношению к служению священника, но тем не менее как вот такое бессилие что ли, какая-то слабость.

Е. Браун

— Потеря сил жизненных?

Протоиерей Алексей

— И в этот момент надо помолиться. «Господи, вот Ты меня призвал к священству, видишь, я без сил, я не могу. Давай, помоги мне, действуй. Действуй. Я не могу, только на Тебя надеюсь, наполни меня». Вот в этом смысле это не просто призвать Бога, и ни в коем случае не переложить ответственность, но просто, если я знаю, что Господь меня призвал, значит, Он рядом. Значит, мне нужно открыться и наполниться Им.

Е. Браун

— Но это по всем сферам можно. Не можно, а нужно призывать Господа.

Н. Лангаммер

— Я просто пытаюсь поймать вот эту вот уверенность в себе. То есть все время отслеживаю относительно вот этой фразы все, что мы говорим. То есть, получается, если я уже не смогла, я без сил, то тут нет речи про уверенность в себе. Тут есть вера в то, что Господь управит, но неуверенность в себе и в своих силах.

Протоиерей Алексей

— Ну да.

Н. Лангаммер

— Ну вот да.

Протоиерей Алексей

— Но опять, я не могу быть не уверен в себе, потому что со мной Бог.

Н. Лангаммер

— То есть, когда мы говорим, что не верю...

Протоиерей Алексей

— Делай, что должен, можешь. Делай, делай. Нет сил — все, проси Бога.

Е. Браун

— Верующий человек, наверное, не допускает вот такую неуверенность в себе, граничащую с грехом уныния.

Н. Лангаммер

— Да допускает. Все мы падаем, Лена. Ну все мы падаем.

Е. Браун

— У меня, Наталья, была такая ситуация. Я восстала, встала только с Божией помощью. Только с Божией помощью.

Н. Лангаммер

— Ну мы это все проходим, и, конечно, встаем мы только с Божией помощью, но почему-то Света сегодня подняла вопрос именно уверенности в себе. И мы вот вроде нащупали, что уверенность в себе — это, наверное, если я правильно поняла, это уверенность в том, что Господь дал тебе все необходимое, чтобы действовать.

Е. Браун

— И поселяет спокойствие в твоей душе.

Н. Лангаммер

— Поселяет спокойствие и уверенность.

Е. Браун

— И вот эта уверенность, она взращивается в душе за счет спокойствия, за счет того, что Господь всегда рядом, Он помогает, ты не один. Самое основное — это то, что человек не один. Вот я на тот момент была физически одна. Но когда поняла, что я не одна, а Господь со мной — все, у меня крылья за спиной.

Н. Лангаммер

— Так. А если я не умею что-то делать и говорю, что Господи, давай, действуй. Вот я не уверена в себе, потому что я это не умею.

Е. Браун

— Пробуй разные сферы.

Протоиерей Алексей

— Отлично. Идет студент на экзамен и, ничего не делая, просит, свечку ставит, чтобы сдать экзамен. Но это же...

Н. Лангаммер

— И сдает иногда.

Протоиерей Алексей

— Понимаете, смотрите, я вот сейчас пока размышлял даже, как-то вот приблизиться к пониманию, мне такая мысль пришла в голову. Я довольно часто говорю: все будет хорошо. Все будет хорошо, не переживай. А если не будет хорошо? Будет еще лучше. Будет просто по-другому.

Е. Браун

— Замечательно.

Протоиерей Алексей

— Будет просто не так, как ты хочешь. Не так, как ты надумал. Но эта твоя ошибка — некий тоже результат. Поэтому будет все хорошо или еще лучше.

Е. Браун

— Значит, Господь приготовил что-то еще более лучшее.

Протоиерей Алексей

— Ну мы хотим часто, это нам, естественно, свойственно, по-другому быть, наверное, не может, это уже духовная высота такая серьезная — мыслить иначе, что вот это дело, которое я сейчас начинаю — бизнес, какой-то проект, еще что-то, он был успешным, но какие-то критерии — признание, благодарность, финансовая, ну что-то такое должно как-то, так сказать, быть. Но это, может быть, что-то будет другое. Финансового успеха не будет — будет опыт. Не будет славы — будет смирение. То есть результат-то будет, просто он другой.

Н. Лангаммер

— Результат, который способствует спасению.

Протоиерей Алексей

— Другой, не тот, который ты надумал. Он будет лучше, этот результат. Но мы, в силу известных нам свойств, страстей, грехов, мы хотим, чтобы было все по-нашему. И когда, так сказать, даже лучше, но по-другому, мы этого далеко не сразу в состоянии принять.

Н. Лангаммер

— Ой, как это трудно. У меня есть любимая молитва, но я к ней обращаюсь, надо сказать, не знаю, раз в несколько месяцев, когда вспоминаю, что надо бы так помолиться, что «Господи, все, что от Тебя — созижди, и все, что не от Тебя — разрушь».

Протоиерей Алексей

— Я знаю другую молитву, которую вы, скорее всего, читаете каждый день и не один раз.

Н. Лангаммер

— «Да будет воля Твоя».

Протоиерей Алексей

— «Отче наш, да будет воля Твоя, Господи. Не моя, а Твоя».

Е. Браун

— Наталья, а можно вот я еще дополню. И вот по поводу вот этого направления, которое не получилось. У меня же тоже все планы мои были разрушены, нарушены, все, что я запланировала, разрушилось, уже повторяю. И я пошла в другое направление, я стала писать стихи. Именно вот в это направление, вот именно вот в это время, то есть...

Н. Лангаммер

— Что-то другое открылось.

Протоиерей Алексей

— Конечно. В творчество, я стала петь, писать стихи, активнее спортом заниматься. То есть открылись другие возможности, другие двери. То есть закрылось одно, а открылось сразу несколько. Пожалуйста, выбирай — сюда, сюда, сюда. Но на период становления и уверенности, взращивания в себе, конечно, некоторое время мне понадобилось.

Н. Лангаммер

— Свет, вот я вообще сижу, думаю: зачем ты эту тему подняла, когда у тебя все проекты идут сейчас? С чего вдруг? Появилась какая-то неуверенность? Давай мы все-таки тебя помучаем чуть-чуть. Потому что мы так теорию поняли, да, какой-то каркас темы, но все-таки требуется дополнительная информация, запросы.

С. Чехова

— Наверное, еще это связано с тем, что у меня вот сыну сейчас 12 лет, он входит в такой подростковый период. Я вот задумалась, как вот все-таки вот уверенность в себе человека, то есть человек должен быть уверен, чтобы его не мотало, как тростинку. Потому что внешние обстоятельства, внешние люди постоянно какое-то мнение навязывают. Вот он сейчас в компании, естественно, там ценности. Он, например, спортсмен, и там не все какими-то правильными ценностями живут. И как вот ему эту уверенность опять же, допустим, сохранить, что вот он идет правильно, что вот это вот правильно — не материться, правильно в храм ходить. То есть у него так, как вокруг, как все — опять же про компанию, про общество других ценностей, то есть это над ним довлеет, и у него появляется некая такая вот неуверенность. Потому что хочется быть как бы и в компании, и в то же время вот внутри, да, это сохраняется.

Н. Лангаммер

— Неуверенность в христианском пути.

Протоиерей Алексей

— Так бы сразу и сказали. Смотрите, что нужно делать.

Н. Лангаммер

— Все гораздо проще.

Протоиерей Алексей

— Нет, ну это совсем непросто, воспитание детей. Но это все-таки, это вера. Его нужно воспитывать в вере. Воспитание происходит примером, живым примером — семья, мама, общество, окружение. Это тоже важно. Ему нужно найти хорошую компанию. То есть, понятно, что нельзя...

Е. Браун

— Но там компания одна — спортсмены.

С. Чехова

— То есть он с утра до вечера на тренировках в определенном обществе.

Протоиерей Алексей

— Понятно. Нужно найти... Каким спортом он занимается?

С. Чехова

— Футбол.

Протоиерей Алексей

— Футбол. Уже в таком прямо в профессиональном клубе.

С. Чехова

— В профессиональном, да.

Н. Лангаммер

— Двенадцать лет.

Протоиерей Алексей

— Нет, я прошел через большой спорт. В течение десяти лет я занимался серьезно спортом.

Е. Браун

— Каким?

Протоиерей Алексей

— Большим теннисом с 7 до 16 лет, там до 17. Все равно воскресный день, какой-то день, какую-то часть дня нужно выделить на что-то такое альтернативное, чтобы он видел не только футболистов, тренеров — я уверен, там тоже есть верующие, могут оказаться. Они просто стесняются этого, иногда они вот в своей среде как вот эту свою веру скрывают. Укреплять его веру обязательно. Может быть, поближе чтобы он познакомился с приходским священником или с какой-нибудь приходской молодежью — то есть у него должен быть какой-то пример добрый для того, чтобы возрастала его вера.

Н. Лангаммер

— Напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы обсуждаем тему уверенности в себе. В гостях у нас протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево. Елена Браун, юрист, подполковник внутренней службы в отставке. И Светлана Чехова, предприниматель. Понимаете, получается, мы сейчас вот про случай Светы говорим о том, что это не уверенность в себе, а неуверенность в своем пути, в своих убеждениях, в своих ценностях. Об этом речь?

С. Чехова

— Ну как бы да, вот уверенность самого человека, уверенность в том, что он правильно верит, что это истина. Потому что окружение опять же может навязывать другие идеалы. И мы имеем же разные жизненные ситуации. Иногда мы больше верим, меньше, когда мы более уверены. И как, допустим, в эти моменты, когда мы вроде как молимся так же, но у нас ничего не идет, допустим. Или как ребенку, который еще все равно не сформирован, и ему говорят: нет, вот здесь, смотри, здесь больше, лучше, а ты там что-то вот... Как вот именно вот внутреннюю уверенность в себе как-то взращивать? Особенно вот если опять же касается детей, они все немножко по-другому, они не могут тут прямо вот...

Протоиерей Алексей

— Разговаривать. Разговаривать, обсуждать. И очень важно найти для подростка, вообще для ребенка — ну это в семье в первую очередь, родители, но, кроме этого, плюс к этому это какого-то значимого взрослого, который или более старшего, может быть, молодого человека, который являет такой пример. Кстати, в этом смысле очень интересны это крестные. Не всегда они соответствуют этому, но это некий человек, которого тебе уже Господь дал, и если он твердо стоит в вопросах веры, может быть примером, собеседником, что-то рассказать, то это очень важно. Или крестные, или вот, не знаю, преподаватель воскресной школы, священник, молодежная компания, группа при храме.

Е. Браун

— Светлана, я думаю и уверена даже, детям, подросткам нужно прививать непосредственно сильные, лидерские качества сильного человека и озвучивать ему, допустим, если ты перестал сквернословить, то не отступай от этого. Необходимо это не заканчивать, но продолжать и не отступать от этого. И если, допустим, начал какое-то дело, необходимо его закончить. То есть это маленькие шажки для, скажем так...

Н. Лангаммер

— Для формирования характера?

Е. Браун

— Да, для формирования характера, абсолютно верно.

Н. Лангаммер

— Ну а я не хочу формировать характер. Вот ребята все ругаются, а мне некомфортно, я чувствую себя белой вороной.

Протоиерей Алексей

— Мне кажется, «лидерские качества» — это было неправильное словосочетание. Не всякий человек — лидер. Не нужно из не лидера делать лидера, и из лидера делать не лидера. То есть именно его качества.

Е. Браун

— Хорошо, пускай это будут просто сильные качества. Сильные качества человека.

Протоиерей Алексей

— Если ты принял решение не ругаться матом — не ругайся матом. Искушения будут, но ты своего решения придерживайся.

Е. Браун

— То есть просто нужно рассказывать ребенку, что сильный человек... Каждый ребенок хочет себя видеть сильным и лидером. Каждый ребенок. Даже если у него нет лидерских качеств, но он знает, что градация в обществе имеет место быть, он все равно хочет быть лидером и хочет быть сильным. Просто ему надо рассказать, что сильные качества — это вот такие, такие и такие. Пожалуйста, следуй им и не отступай.

Н. Лангаммер

— И при чем здесь вера в Бога?

Е. Браун

— А они должны быть соразмерны и сообразны, только вот именно в религиозном порядке.

Протоиерей Алексей

— Одна бабушка жила праведной жизнью. Ну всю жизнь жила, и вот уже она бабушка, является к ней сатана и говорит: вот смотри, какая ты бедная, несчастная, больная, ничего у тебя нет. Вот помнишь, ты поступила так? Надо было по-другому — так было, так было, так было бы. Ты бы грешила бы, и у тебя в жизнь вообще была в шоколаде вся. А она ему отвечает: тюрьма бывает очень красивой — могут быть ковры, красивые светильники, золото и все прочее, но дверь закрыта. Или рано или поздно она закроется. Христос говорит, что познайте истину, и истина сделает нас свободными. Всякий творящий грех раб есть греха. Поэтому здесь как раз привить ребенку, себе самому — начать надо с самого себя. Ребенок увидит, последует примеру, что жить с Богом, жить по правде Божией гораздо более счастливо и радостно, чем делать как все — материться, не знаю там, обманывать, лукавить, грешить. То есть показать радость — это задача взрослого человека. Радость веры, радость жизни с Богом, она превосходит те суррогатные радости, которые предлагают плохие компании.

Н. Лангаммер

— Ох, это путь.

Е. Браун

— И рассказать, что это истина и правда.

Н. Лангаммер

— Это путь длиной в жизнь, когда мы каждый раз выбираем. И вот это человекоугодие, к которому нас толкают, да, вот эти вот обстоятельства в компании, мне кажется, уже даже будучи взрослым человеком, ты все равно в это скатываешься. Потому что неудобно, когда вот другие осуждают, а ты сидишь, и вроде ты не разделяешь их точку зрения. И вот как правильно...

Протоиерей Алексей

— Это искусство.

Е. Браун

— А это и есть неуверенность. Это и есть неуверенность в себе.

Протоиерей Алексей

— Понимаете, когда человек открыто противопоставит себя при таком вот при осуждении, при разговорах и все прочее, это тоже хорошего действия не возымеет. А вот искусство — как это остановить и не возгордиться, как бы не превознестись: вот вы осуждаете, а я вас сейчас осуждаю.

Н. Лангаммер

— Да, я не с вами, я не грешник.

Протоиерей Алексей

— Искусство, чтобы действительно в какой-то ситуации сложной направить струю разговора или действий в другую сторону. Так, мягко.

Е. Браун

— Это нужно еще и силу иметь характера.

Протоиерей Алексей

— Силу, конечно.

Н. Лангаммер

— А что такое сила человеческая, отец Алексей, это хорошо или плохо?

Протоиерей Алексей

— Сила Божия в немощи совершается.

Н. Лангаммер

— Вот. Блаженны нищие духом.

Протоиерей Алексей

— Сила Божия. Если я надеюсь на свою силу — это то же самое, что уверенность в себе на самом деле, это про одно, это про то же самое. Сила Божия в немощи совершается. Я осознаю, что я без Бога не смогу это сделать, и я впускаю Бога в свою жизнь.

Н. Лангаммер

— Правильно я понимаю, что все-таки уверенность в себе — это уверенность в своей вере в Бога?

Протоиерей Алексей

— Можно, можно так сказать. Я думаю, что сейчас хорошая мысль прозвучала, что когда я действительно впускаю в жизнь свою Бога, то появляется уверенность. А можно даже «в себе» не добавлять, просто уверенность. Уверенность в нашем соработничестве с Богом. Давайте объединим, одно другому не противоречит. Уверенность в том, что вот...

Н. Лангаммер

— То есть мы к концу программы, мы просто из этого утверждения убрали слово «в себе», заменяя словосочетанием «уверенность в Боге». Тогда эта фраза, она вообще никакая?

Протоиерей Алексей

— Уверенность, вот мне кажется, именно вместе. Я уверен в себе с Богом, а не в себе самом.

Е. Браун

— Бог должен быть рядом всегда.

Протоиерей Алексей

— В себе самом — нет. А в себе с Богом — да.

Н. Лангаммер

— Света.

С. Чехова

— Да, я абсолютно согласна. Я бы здесь все-таки вот еще добавила, что исходя из опыта, что все-таки важно, чтобы вот люди рядом, особенно в сложной ситуации, поддерживали друг друга. Мы же все-таки человеку человек нужен, и мы все живем друг с другом. И вот это вот очень важно на самом деле, особенно когда сложный период, когда человек что-то начинает, чтобы и в семье, и на работе вот его поддержали. Поэтому вот я за добрые слова, за то, чтобы мы были открытыми, щедрыми людьми. Щедрыми именно на любовь, на теплоту друг к другу, и тогда мы будем, мне кажется, более уверенны, более лучше будут получаться проекты. И, конечно же, да, все это с Богом.

Н. Лангаммер

— Потому что, если ты не знаешь Бога — я вспоминаю себя, да, и не знаешь то, с чего начал отец Алексей, что Он нас любит вообще кратно-кратно-кратно больше, чем мы можем себе представить. А мы же представляем, исходя из того, что мы испытываем к другим, это очень маленькая толика любви — ну я про себя говорю. Вот если ты в это веришь, то остальное как бы прикладывается. Потому что если ориентироваться на людей, то ты все время будешь немножечко прищемлен, все время будешь бояться.

С. Чехова

— Не то что ориентироваться, а нам самим, вот каждый, то есть не ждать этого, а самим так действовать.

Н. Лангаммер

— Любить других. Подкреплять.

С. Чехова

— Да, любить и поддерживать друг друга. Вот это очень важно. Потому что я даже в своей ситуации вспоминаю, что когда в самой сложной ситуации тебе кто-то скажет какое-то доброе слово или просто поверит в тебя: нет, у тебя все получится. И, действительно, ты вот тоже начинаешь в это верить. То есть не надо как бы этого ждать, но мы сами вот должны вот такими быть.

Протоиерей Алексей

— Бог говорит с нами через людей. Поэтому, когда мы слышим добрые слова, это может быть и благословением Божиим.

Н. Лангаммер

— А если мы слышим, например: «Сейчас я тебе объясню, ты неправильно делаешь, вот надо так и так. Вот ты так делаешь, и поэтому у тебя не получается». Вот к этому как относиться, отец Алексей?

Протоиерей Алексей

— Ну вот так говорить не надо. Потому что с трудом можно представить себе человека, наверное, очень праведного, который бы это прямо с благодарностью воспринял. Обычно такого рода жесткая критика — это опять то, о чем мы говорили. «Вот смотри, как надо» — это немножко не об этом.

Н. Лангаммер

— Но это подрезает крылья, это как-то все равно колет.

Протоиерей Алексей

— Это не вдохновляет.

Е. Браун

— Если у человека есть уверенность, стержень внутри, с опорой, опора уверенности только благодаря Богу, и если у него стержень этот есть, хребет этот есть, то никакие мнения извне не поколеблют его.

Н. Лангаммер

— Леночка, я просто помню ваше рукопожатие. Мне далеко до такой уверенности.

Протоиерей Алексей

— Слушайте, знаете что, это вот опять просто штрихи к нашему разговору. Учитель, допустим, педагог, он с любовью действует, говорит: «Смотри, как надо, сделай так», — это одна ситуация. Если это действительно педагог, учитель, который имеет право...

Е. Браун

— Это его работа.

Протоиерей Алексей

— Он это делает с любовью, в идеале, да.

Е. Браун

— Профессионал.

Н. Лангаммер

— Он имеет на это право.

Протоиерей Алексей

— А если это в качестве поддержки такой, товарищеские такие слова, они, конечно, неправильны. Знаете, вот как можно поддержать человека, да? Вот, упал человек — можно с ним рядом прилечь. Ну я не говорю о греховном падении. Я говорю просто вот как бы смириться, побыть рядом, послушать, просто поплакать там, не знаю, за руку подержать. А мораль читать: «Ты сам виноват, надо было делать так-то, так-то и так-то, ты поэтому попал в эту ситуацию» — это вообще...

Е. Браун

— Еще хуже делает.

Н. Лангаммер

— Ни разу не поддержка.

Н. Лангаммер

— А почему нам так хочется учить других?

Протоиерей Алексей

— Гордыня, тщеславие, наши страсти.

Н. Лангаммер

— И они все время всплывают.

Е. Браун

— Поучать, поучать, поучать.

Н. Лангаммер

— Поучать, да. Света, наверно, мы уже к финалу близимся, подведи какой-то итог. Сначала ты.

С. Чехова

— Я думаю, еще вот тоже не было озвучено по поводу неуверенности. Мне кажется, неуверенность основывается на тщеславии человека.

Н. Лангаммер

— На гордыне.

С. Чехова

— На гордыне, да. На том, что я не могу совершить ошибку, не хочется не так выглядеть, боюсь. Здесь мне кажется, важно, опять же тоже одной частью уверенности является небоязнь совершить эту самую ошибку.

Протоиерей Алексей

— Очень хорошо. Если гордость и тщеславие критериями являются, то это плохо. А если смирение и доверие Богу, то какая разница, что о тебе подумают или скажут в конце концов.

Е. Браун

— Абсолютно неважно.

Протоиерей Алексей

— Пока это важно, то это, получается...

Е. Браун

— Боишься позориться.

Протоиерей Алексей

— Да.

Е. Браун

— Страх опять же.

Н. Лангаммер

— Да, неуверенность.

Протоиерей Алексей

— В общем, что стоит за уверенностью?

Е. Браун

— Опора на Бога.

Протоиерей Алексей

— Смирение, уверенность в Боге или гордыня и тщеславие. Вот, я думаю, может быть, где-то...

Н. Лангаммер

— Вот эти разные совершенно подоплеки, да, которые присутствуют. Ты что-то говорила.

С. Чехова

— Ну да, то есть основой уверенности является как раз-таки смирение и надежда на Бога. Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе. И также — вот я опять же к сыну, да, вернусь, — то есть все равно надо верить в то, что мы идем правильным путем. Вот это самое главное. Это, мне кажется, будет давать то самое спокойствие, ту самую теплоту и доброту к людям в том числе.

Н. Лангаммер

— Вот ты начала, мы начали с твоей программы, подняла тему ошибки, да, которая либо это позор — закрываю лицо руками и дальше боюсь действовать, либо это урок — о чем Лена говорила, и мы берем отсюда, какие-то выводы делаем, берем информацию о себе в том числе и идем дальше. Отец Алексей, вы подведите итог. Мы походили вокруг да около.

Протоиерей Алексей

— Мне кажется, вы уже подвели.

Н. Лангаммер

— Мы пришли к чему-то?

Протоиерей Алексей

— Мы пришли к тому, что нужно действительно полагаться на Бога. Если у человека есть духовная жизнь христианская, и он борет свои страсти, старается их, по мере возможности, победить — гордыню и тщеславие в данном случае, и опереться на смирение, то уверенность имеет фундамент такой крепкий. А если это опирается на гордыню и тщеславие, то греховный.

Н. Лангаммер

— Я в завершении хочу рассказать, что, когда мы эту тему со Светой предложили, наш руководитель сказал: так что обсуждать-то? Вот в христианской парадигме что здесь обсуждать? Мы все равно сказали, что мы поговорим об этом явлении, об этом утверждении, которое на самом деле вот и в психологических всяких вот этих вот практиках, оно нам как бы навязывается: поверь в себя, поверь в себя, поверь в себя... А получается, что действительно развалилась наша тема, потому что мы о другом.

Протоиерей Алексей

— Можно по-другому сказать. Если у тебя Бог на первом месте, все остальное на своем. Если твоя жизнь богоцентричная, то и уверенности есть место. А если эгоцентричная, то это, получается, искажение, перевертыш самоуверенности по гордости. Ничего не умею, но уверен.

Н. Лангаммер

— То есть уверенность в себе, как в творении Божием, которое наделено всем необходимым, чтобы идти к Богу и реализовывать таланты, которые у нас есть. Вот как я закрутила.

Е. Браун

— Опора человеческой уверенности на полное доверие Богу.

Н. Лангаммер

— И все, наш час пролетел. Я благодарю вас за участие, за эти наши какие-то полуфилософские поиски сегодняшние. Напомню, что у нас в гостях был отец Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево. Елена Браун, юрист, подполковник внутренней службы в отставке, человек с крепким рукопожатием. И Светлана Чехова, предприниматель, которая предложила эту тему. Напомню, что нашу программу можно не только слушать, но и смотреть на всех наших ресурсах, ВКонтакте и на сайте https://radiovera.ru/. А мы на сегодня прощаемся и вернемся в эфир в следующее воскресенье в 18.00. У микрофона была Наталья Лангаммер. Всего доброго. До свидания.

Протоиерей Алексей

— До свидания.

Е. Браун

— До свидания.


Все выпуски программы Клуб частных мнений

Мы в соцсетях

Также рекомендуем