Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека, в каких бы условиях он ни жил, есть опыт переживания красоты Божьего мира. Нас может переполнять чувство восхищения, благодарности, радости. Но какими мыслями верующий человек при виде красоты призван наполнять своё сердце? Ответ на этот вопрос звучит в 8-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 8.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.
2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
4 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил,
5 то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;
7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:
8 овец и волов всех, и также полевых зверей,
9 птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями.
10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твоё по всей земле!
Человек с глубокой древности осознавал свою несопоставимость с миром. Хотя он видел, что вокруг него всё меняется так, что даже в одну реку нельзя войти дважды, он рождался и умирал в окружении одной и той же природы, которую по сравнению со своим временным существованием, считал частью вечного мироздания. Ощущая эту несоразмерность собственной малости и огромного мира с его стихиями, люди в истории оценивали её по-разному. Скажем, человек древности обожествлял стихии мира, считая свою жизнь лишь временным пребыванием в материальном мире, как в темнице. Спустя тысячи лет некоторые атеистически настроенные учёные вообще стали называть человека плесенью на задворках вселенной. Да и саму вселенную они, что естественно для атеизма, воспринимают как мёртвую и случайным образом организовавшуюся материю, в которой нет ни смысла, ни цели.
Библейский взгляд на несоразмерность человека и вселенной прекрасно раскрывается в 8-м псалме, который мы сейчас услышали. Естественно, осмысление места человека в мире, как и смысла самого мира, начинается с того, что псалмопевец вспоминает о Боге. Это так, потому что именно от Него, как Творца, исходит откровение, на основании которого человек может осмыслять своё место в мире. В восторге Давид говорит, что слава Божия наполняет весь мир и очевидна даже для грудных детей, так что в итоге даже враги не просто побеждаются, но смиряются и замолкают.
Но особенно яркое переживание Давида оказывается связано с ощущением величия космоса и кажущейся собственной незначительности. Псалмопевец смотрит в ночное небо, в котором видит творение Божиих рук и задаёт себе вопрос, который задаёт себе, наверное, всякий человек, смотрящий на миллиарды звёзд, горящих в ночном небе: кто я перед лицом всего этого величия. Но в отличие от современного человека, бесконечно ориентированного на себя и свои переживания, Давид формулирует тот же вопрос, как тот, кто верит в Бога: «чтó есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?». Он не просто говорит о себе, но задумывается о том, кто же такой человек, что перед лицом всего окружающего его величия, Бог помнит его и заботится о нём. Господь увенчал его славой и честью, поставил владыкой над всем творением. И хотя, живя в мире, человек несколько умалён по сравнению с ангелами, он сотворён по Божиему образу и призван к богоподобию.
Современному светскому человеку, смотрящему в ночное небо, некому задать подобный вопрос, кроме себя самого. Может быть, он и не решается сравнивать себя с плесенью на задворках вселенной, но и о своём богоподобном достоинстве обычно не вспоминает. Люди же верующие вслед за Давидом, смотря в ночное небо и восхищаясь красотой вселенной, призваны помнить о том, что при всём величии мира он сотворён для нас, для того чтобы, исполняя волю Божию в обращении с материальным, мы возрастали духовно.
Псалом 8. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 8. (Церковно-славянский перевод)
9 ноября. О жизни святой праведной Ольги Аляскинской

30 октября 2025 года Постановлением Священного Синода в месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя святой праведной Ольги Аляскинской, ранее канонизированной Американской Православной Церковью, с определением празднования её памяти 9 ноября по новому стилю.
О жизни святой праведной Ольги Аляскинской — протоиерей Игорь Филяновский.
Святая праведная матушка Ольга родилась в 1916 году в посёлке Куитлук на Аляске в эскимосской семье. В русской православной миссии девочку крестили с именем Ольга. С детства она ходила в церковь и, по свидетельству современников, знала наизусть многие службы.
Когда выросла, то вышла замуж за Николая Майкла. Он работал почтальоном и содержал небольшой магазинчик в их поселке. Николай был далёк от церкви, но под влиянием жены воцерковился, стал чтецом, окончил семинарию святого Германа Аляскинского и был рукоположен в священники Свято-Никольского храма своего родного посёлка.
А матушка Ольга растила детей, у них с отцом Николаем их 13, но только 8 дожили до совершеннолетия. Детская смертность на Аляске, к сожалению, в те годы была очень высокая.
Но матушка Ольга не только поднимала своих детей, но и заботилась о своих односельчанах. Она была известна как опытная акушерка и принимала роды не только в своём посёлке, но и во всей округе.
Матушка Ольга всегда старалась помочь бедным односельчанам. Отдавала одежду своих детей, готовила еду, убирала, молилась с ними, пересказывала им Евангелие. Особенно она заботилась о женщинах, переживших домашнее насилие. К сожалению, в эскимосских семьях тех лет это было нередко.
За неустанную помощь ближним матушку Ольгу называли новой праведной Тавифой. Она скончалась в 1979 году. Почти сразу же возникло её местное почитание. Известно много её икон, где она изображена с тазом воды и полотенцем — такими атрибутами акушерки.
Прославление матушки Ольги в 2023 году стало важным духовным событием не только для православной церкви в Америке, но и для всего православного мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







