
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека, в каких бы условиях он ни жил, есть опыт переживания красоты Божьего мира. Нас может переполнять чувство восхищения, благодарности, радости. Но какими мыслями верующий человек при виде красоты призван наполнять своё сердце? Ответ на этот вопрос звучит в 8-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 8.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.
2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
4 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил,
5 то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;
7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:
8 овец и волов всех, и также полевых зверей,
9 птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями.
10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твоё по всей земле!
Человек с глубокой древности осознавал свою несопоставимость с миром. Хотя он видел, что вокруг него всё меняется так, что даже в одну реку нельзя войти дважды, он рождался и умирал в окружении одной и той же природы, которую по сравнению со своим временным существованием, считал частью вечного мироздания. Ощущая эту несоразмерность собственной малости и огромного мира с его стихиями, люди в истории оценивали её по-разному. Скажем, человек древности обожествлял стихии мира, считая свою жизнь лишь временным пребыванием в материальном мире, как в темнице. Спустя тысячи лет некоторые атеистически настроенные учёные вообще стали называть человека плесенью на задворках вселенной. Да и саму вселенную они, что естественно для атеизма, воспринимают как мёртвую и случайным образом организовавшуюся материю, в которой нет ни смысла, ни цели.
Библейский взгляд на несоразмерность человека и вселенной прекрасно раскрывается в 8-м псалме, который мы сейчас услышали. Естественно, осмысление места человека в мире, как и смысла самого мира, начинается с того, что псалмопевец вспоминает о Боге. Это так, потому что именно от Него, как Творца, исходит откровение, на основании которого человек может осмыслять своё место в мире. В восторге Давид говорит, что слава Божия наполняет весь мир и очевидна даже для грудных детей, так что в итоге даже враги не просто побеждаются, но смиряются и замолкают.
Но особенно яркое переживание Давида оказывается связано с ощущением величия космоса и кажущейся собственной незначительности. Псалмопевец смотрит в ночное небо, в котором видит творение Божиих рук и задаёт себе вопрос, который задаёт себе, наверное, всякий человек, смотрящий на миллиарды звёзд, горящих в ночном небе: кто я перед лицом всего этого величия. Но в отличие от современного человека, бесконечно ориентированного на себя и свои переживания, Давид формулирует тот же вопрос, как тот, кто верит в Бога: «чтó есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?». Он не просто говорит о себе, но задумывается о том, кто же такой человек, что перед лицом всего окружающего его величия, Бог помнит его и заботится о нём. Господь увенчал его славой и честью, поставил владыкой над всем творением. И хотя, живя в мире, человек несколько умалён по сравнению с ангелами, он сотворён по Божиему образу и призван к богоподобию.
Современному светскому человеку, смотрящему в ночное небо, некому задать подобный вопрос, кроме себя самого. Может быть, он и не решается сравнивать себя с плесенью на задворках вселенной, но и о своём богоподобном достоинстве обычно не вспоминает. Люди же верующие вслед за Давидом, смотря в ночное небо и восхищаясь красотой вселенной, призваны помнить о том, что при всём величии мира он сотворён для нас, для того чтобы, исполняя волю Божию в обращении с материальным, мы возрастали духовно.
Псалом 8. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 8. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер