Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 10-23

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Свойственный людям взгляд на мир, на самих себя и на взаимоотношения с другими людьми несёт в себе неизбежный отпечаток грехопадения Адама и Евы. Христос же предлагает нам совсем иное отношение к жизни, то, которое не искажено грехопадением, и всё Евангелие посвящено рассказу об этом вечно новом для нас взгляде на мир. Звучит такой рассказ и сегодня во время литургии в православных храмах, он заключён в отрывке из 13-й главы Евангелия от Матфея. Давайте послушаем эти евангельские слова.
В только что прозвучавшем довольно пространном евангельском отрывке были затронуты две темы: во-первых, Спаситель дал ответ на вопрос о том, почему Он излагает Своё учение в притчах; а во-вторых, Господь истолковал ранее произнесённую Им притчу о сеятеле. Обе эти темы чрезвычайно интересны, ведь они касаются нашего понимания евангельских слов Христа.
В ответ на вопрос о притчах Господь сказал, что у такого образа передачи учения есть важная причина: не все способны понять притчи, и сама эта форма отсеивает людей, которые не готовы к восприятию евангельского учения. Любопытно здесь то, что и Христовы апостолы оказались в числе людей, не сумевших понять притчу о сеятеле; однако Господь не говорит о Своих учениках как о людях, сердце которых огрубело. Спаситель без всяких упрёков даёт разъяснение произнесённой Им притчи. Почему так? Почему ничего не понявшие апостолы вдруг оказываются исключены из числа тех, кто «ушами с трудом слышат»?
Пожалуй, ответ здесь может быть только одним: апостолы научились не доверять собственному разуму; они, ничего не поняв, не решили, что Христос говорит какую-то несуразицу; они, несмотря на собственное непонимание, остались со Христом. В конечном итоге же Господь открыл им и значение притчи о сеятеле, и двери в Царство Небесное.
Этот пример апостолов замечателен тем, что его может повторить любой человек: ведь ничто, кроме нашей гордыни, не мешает нам честно признаться самим себе и Богу, что мы многого не понимаем, что мы нуждаемся в наставлении и что без Христовой помощи мы не в состоянии жить так, чтобы обрести спасение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов