
Рим., 118 зач., XV, 17-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что сделать для того, чтобы не тратить время своей жизни впустую? Чтобы та работа, которую мы выполняем, не была тщетной, а результаты нашего труда были максимально полезными и долговечными? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,
18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,
19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
21 но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.
22 Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам.
23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам,
24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.
25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,
29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
«Я всего лишь орудие в руках Бога, всё, что я сделал для проповеди Евангелия, на самом деле совершено силою Иисуса Христа» — так говорит о себе апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке. В чём же тогда была заслуга апостола? А в том, что он предоставил себя Богу целиком и безусловно. Он выразил готовность действовать так, чтобы о Христе узнало как можно больше людей. Более того, он начал совершать конкретные поступки для того, чтобы воплотить этот план в жизнь.
При этом мы видим, что Павел — не безвольная марионетка в руках Творца. Бог не даёт ему конкретные инструкции, которые апостол должен совершить против своей воли. Господь предоставляет ему полную свободу действий. Вот и сегодня мы видим, как Павел делится с адресатами своими планами. У него есть горячее желание идти с проповедью в Испанию. В то время этот регион переживал свой рассвет. Поэты Лукан и Марциал, выдающийся ритор и учитель красноречия Квинтилиан, великий философ-стоик Сенека — все они были испанцами. Вероятно, апостол представлял себе, что проповедь в этой стране принесёт христианской Церкви огромную пользу. И действительно, со временем Испания стала одним из оплотов веры Христовой.
Посетил ли апостол Испанию или нет, неизвестно. Существуют разные точки зрения на эту тему. Однако если следовать Писанию, его планам не было суждено сбыться. В Иерусалиме, куда он направлялся, началась та цепочка событий, которая в итоге привела к аресту апостола, его отправке в Рим, а там к его длительному заключению и мученической смерти. Иными словами, у Бога были другие планы.
Для нас всё это может послужить прекрасной иллюстрацией того, что великие события происходят тогда, когда человек, подобно апостолу Павлу, полностью отдаёт себя в распоряжение Божие. В нашем случае — проявляет желание и готовность на ежедневной основе искать волю Бога и во всех своих делах воплощать евангельские заповеди по отношению к окружающим людям. Одним словом, мы перестаём думать, что мы можем сделать для себя, но больше начинаем заботится о том, что Бог может сделать через нас для других. Сумеем ли мы при таком подходе воплотить в жизнь всё, что задумали? Не обязательно. Но лишь одно можно сказать наверняка. Всё то, что мы сделаем с мыслью о Творце, будет добротно и надёжно. Всё это послужит на пользу нам и тем людям, которые нас окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Село Губино
Как развивается в наши дни российское село? Во многих уголках России по-разному. Где-то и не развивается, а угасает сельская жизнь. Только не рядом с Оптиной Пустынью. Какое оно, православное село? Это село, где есть храм Божий, русская классическая школа, и те люди, кому это очень нужно. А также Батюшки — они молятся об этих людях, которые отважно переезжают в российскую глубинку. И совсем об этом не жалеют.
О селе Губино, о его замечательных жителях и о всероссийском фестивале «Дни Достоевского», который организовала здесь Оптина Пустынь, наша программа.



в селе Губино





Епископ Можайский Иосиф Королев


Все выпуски программы Места и люди
Псалом 97. Богослужебные чтения

Что является важным признаком того, что религиозная жизнь человека развивается в нужном направлении? Ответ на этот вопрос можно найти в 97-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 97.
1 Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу.
2 Явил Господь спасение Своё, открыл пред очами народов правду Свою.
3 Вспомнил Он милость Свою к Иакову и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего.
4 Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте;
5 пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;
6 при звуке труб и рога торжествуйте пред Царём Господом.
7 Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;
8 да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы
9 пред лицом Господа, ибо Он идёт судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы — верно.
Псалом, который только что прозвучал, — это радостный гимн, исполненный ликования и веселья. Сложно сказать, по какому именно поводу у псалмопевца такое праздничное настроение. Учёные делают предположение, что речь может идти об избавлении от Вавилонского плена, поскольку стиль этого псалма очень похож на вторую часть книги порока Исаии. Там для описания восстановления Израильского народа после возвращения из Вавилона используются подобные выражения. Иными словами, перед нами песнь победы. Как говорит псалмопевец, «десница», то есть правая рука, и «святая мышца» Господа, дала израильскому народу победу и спасение. И эту победу увидели «все концы земли», то есть все народы.
Но давайте обратим внимание на то, как именно автор празднует это великое событие. В его словах нет насмешки, нет превозношения. В них нет злорадства, нет мстительности. Он не упоминает о трофеях, о поверженных богах язычников. Он ничего не говорит о побеждённых и униженных врагах. Всё внимание псалмопевца сосредоточено лишь на Творце. Он видит перед собой только Его лицо и ту славу, которая от Него исходит. Он ощущает присутствие Бога во всём. Он ощущает, как благодать Господа наполняет землю, море, реки, горы, Вселенную и всех, кто в ней живёт. Он чувствует, как она пронизывает не только пространство, но и время, прошлое и будущее. Различия и всё то, что давало повод к раздорам и войнам, больше не интересуют псалмопевца. А потому он приглашает всех разделить ту радость, которую даёт ему ощущение присутствия Бога в это мире. Возможно, чем-то это напоминает влюблённых в день их свадьбы. Это их день. И только они перед глазами друг у друга.
Состояние, которое переживает автор псалма, доступно всякому из нас. Евангелие называет это состояние Небесным Царством. Иисус Христос дал нам силы уже здесь, на земле прикоснуться к этому опыту в доступной полноте. Причём это возможно даже в том случае, когда мы проиграли в борьбе, а наш недруг видимым образом торжествует. Ведь в душе человека, который сосредоточен в первую очередь на Боге и во всех своих делах старается исполнять Его заповеди, служить ради Него окружающим людям, пропадает дух сопротивления. Он не теряет своего достоинства перед победителем, но и не превозносится над проигравшим. Да и вообще ему становится неинтересным вступать в противоборство и что-то доказывать окружающим. Если он и делает это, то по своему гражданскому долгу и служебным обязанностям. Его подлинная жизнь протекает теперь на ином, более глубоком уровне своего существа. Он проживает свои дни, не растрачивая силы на бесполезные выяснения отношений. Весь он устремлён к Богу, весь он в постоянном поиске Его воли, в служении окружающим людям. А Господь в ответ с избытком наполняет его сердце до самой глубины и делает его будни радостными и насыщенными.
Псалом 97. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 97. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 97. На струнах Псалтири
1 Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу.
2 Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою.
3 Вспомнил Он милость Свою [к Иакову] и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего.
4 Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте;
5 пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;
6 при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом.
7 Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;
8 да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы
9 пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы - верно.