Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 38-45

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Очень не хотелось бы мне испортить вам настроение, но всё же задам вопрос: задумывались ли вы, чем заполнено пространство между... элементарными частицами? Там что, просто — пусто? А как можно эту «пустотность» измерить? Если пустота — это отсутствие чего бы то ни было?
Не просто так я задал этот провокационный вопрос. Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 12-й главы Евангелия от Матфея — которому очень созвучен поставленный мной выше вопрос.
Не пугайтесь только — но сейчас мы сделаем ещё один интеллектуальный прыжок от физики к... гениальному австро-британскому философу Людвигу Витгенштейну. У него есть необычная мысль, что Бог не существует в мире посредством «фактов мира» — но именно между этими фактами и находится «нечто», «невыразимое», «неописуемое» — которое «показывается», а не «говорится». То есть факты — это те же самые элементарные частицы, которые мы действительно можем тем или иным образом исследовать, воспринимать — но есть «нечто» между ними, к чему уже никакой привычный аппарат исследователя применить невозможно. Кроме самих фактов — бесспорных, объективных, ощутимых — есть определённый... «зазор», или «пространство» между ними — которое само по себе не может быть определено как «факт» — но именно оно и даёт фактам «право на существование».
Я уже совсем вас запутал, да? Потерпите ещё немного. Любой даже самый молодой физик вам скажет: между частицами нет классического «ничто»: существует непрерывное, везде‑и‑всегда присутствующее поле‑носитель. Его энергии бесконечно малы, можно даже сказать, стремятся к нулю — но именно эти поля и создают все силы, связывают всю материю и управляют развитием космоса.
А теперь — возвращаемся к Евангелию и запросу фарисеев ко Христу «показать им знамение!» Что по сути они требуют: они хотят видимого обычным глазом доказательства легитимности Христа, им нужен своего рода «сертификат подлинности». Фарисеи считают: если Бог действует, это должно быть видно — хотя бы в виде молнии с неба!
Физика XX века показала обратное: грандиозные взаимодействия опираются на невидимые основания — тонкие сдвиги спектральных линий, отклонения траекторий, «эхо» Большого взрыва в микроволновом фоне. Эти основания настолько малы, что их можно и вообще не заметить!
Христос отвечает фарисеям «знамением Ионы» — событием Воскресения, которое откроет полноту истины лишь тем, кто способен видеть не только физическими глазами — но прежде всего сердечной верой.
Увидеть Дух, Который и живёт повсюду — между атомами и частицами, между строками Писаний, между фактами нашей жизни — фарисеям мешает примитивная установка: если Бог — Свет, Он должен ослеплять так, чтобы ни у кого сомнений не было! Но Христос являет миру Бога как «Свете Тихий» — настолько тихий, что его практически и незаметно. Но этот Свет — и есть первооснова бытия. И Бог как Любящий Отец совсем не хочет, чтобы Его дети — ослепли: Он призывает сменить инструментарий, сделать чистым сердце — ведь только такое сердце и способно узреть Бога!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов