
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Агнес Джиберн «Маленькая арена жизни» — «Смысл малых усилий»

Фото: PxHere
«И ты порой почти полжизни ждёшь, когда оно придёт, твоё мгновенье», — писал поэт Роберт Рождественский. Для чего приходит это мгновенье? Для подвига. Героиня повести Агнес Джиберн «Маленькая арена жизни», девушка по имени Магда, всю жизнь с нетерпением ждёт такого мгновения. Она мечтает о подвиге, прекрасном героическом поступке. Девушка уверена, что у неё хватит для него мужества и самоотверженности. При этом Магда, совершенно того не замечая, изо дня в день упускает возможность попрактиковаться в таких неразлучно связанных с настоящим подвигом добродетелях, как терпение, великодушие, милосердие, чуткость, доброта. Магда от них отмахивается. Ну разве это великое дело — выполнить мамино поручение вместо сестрёнки? Удержаться от резкого слова? От едкого замечания? От злорадной усмешки? От небольшого самоутверждения за счёт подруги?
«Я искуплю все эти мелочи, когда совершу нечто действительно стоящее», — успокаивает себя Магда. И напряжённо ждёт, когда же оно придёт, её мгновение. И оно приходит. Магда в прямом смысле слова встречается лицом к лицу с возможностью совершить подвиг. Во время званого обеда на одной из девушек, Патрисии, загорается платье. Магда стоит неподалёку, и именно к ней Патрисия кидается с криком о помощи. Всё, что нужно сделать Магде, это накинуть на Патрисию свою шаль, но она с визгом убегает прочь, предоставляя другим спасать несчастную. А потом горько сожалеет о своём малодушии, не понимая, что оно стало закономерным итогом: не привыкнув заботиться о ближних в мелочах, не сумеешь помочь им и в беде.
Священник Александр Ельчанинов, духовный писатель двадцатого столетия, писал: «Самое незначительное действие, мимоходом брошенное слово, важны и реальны, как реально всё в мире. Поэтому ничто нельзя почитать недостойным внимания...» Магда в конце повести осознаёт, насколько неподготовленной к героическому поступку она оказалась. И решает, что отныне не будет пренебрегать маленькими возможностями доброделания, которые повседневно окружают всех нас.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Орел. Путешествие по городу
Орёл расположен на Среднерусской возвышенности, в трёхстах семидесяти километрах к югу от Москвы. Город был основан в 1566 году по указу царя Ивана Грозного. Крепость, возведённая на мысу, в месте слияния рек Оки и Орлика, предназначалась для защиты русского государства от набегов крымских татар. Со временем военное значение этого форпоста ослабело. С середины семнадцатого века Орёл, соединённый Окой с Калугой, Рязанью, Коломной, Муромом и другими городами, стал крупным центром торговли. Здешняя плодородная земля давала богатый урожай хлеба, и баржи доставляли зерно по всей России. Это способствовало процветанию купечества. И среди дворян в девятнадцатом веке считалось престижным иметь поместье в Орловской губернии. В своих усадьбах здесь проживали поэт Афанасий Фет и писатель Иван Тургенев. Землёй в окрестностях Орла владели представители таких фамилий, как Шереметевы, Куракины, Голицыны, Лопухины. Состоятельные граждане заботились о процветании города, и главным его украшением стали церкви. В начале двадцатого столетия Орёл называли городом храмов. Архитектурное великолепие серьёзно пострадало — сначала от безбожников после революции 1917 года, затем от фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны. В конце двадцатого века многие церкви удалось восстановить, и новых появилось немало. Сегодня Орёл вновь можно смело назвать городом храмов!
Радио ВЕРА в Орле можно слушать на частоте 95,6 FM
«Луна зимой»

Фото: Alfred Kenneally/Unsplash
«На печальные поляны льёт печальный свет она...» Эти пушкинские строки сами собою возникают в моей душе, когда в январское полнолуние я всматриваюсь в полуночное светило. Могу безотрывно созерцать таинственный лик Луны, с его светлой и несколько печальной тихой улыбкой. Что читаю, что вижу в нём? И сожаление о людской греховной немощи, и скорбное размышление о краткости нашего века под Луной... Но в полуприкрытых очах луны светится и благая надежда на неистощимое милосердие Божие, которым держится мир, видимый и невидимый.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды











