Дворец из слоновой кости. Сегодня Самария - это область на территории Израиля. А двадцать девять веков назад так назывался город, столица Израильского царства. Библия повествует о царе Ахаве, правившем в Самарии в IX веке до Рождества Христова. Это был слабый, безвольный человек: в перечне царей Израильских после его имени обычно добавляют в скобках имя его жены Иезавели. Ее влияние на мужа было столь велико, что именно она обладала реальной властью в стране. Во времена правления Ахава и Изавели вновь расцвели языческие культы - Ваала и Астарты. «И делал Ахав, сын Амврия неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него», - говорится в Третьей книге царств.
В истории царя Ахава не было бы ничего необычного, если бы не одна деталь. Священное Писание сообщает нам, что царская чета жила в доме из слоновой кости. Возможно ли такое? Ведь слоновая кость в те далекие времена, как и сейчас, была драгоценным материалом. Из бивней слонов вырезали небольшие изящные украшения. Но как построить целый дворец?
Многие эксперты выказывали предположение, что «дом из слоновой кости» - это всего лишь поэтический образ. Однако в начале XX века все сомнения развеялись. В 30-х годах на территории древней Самарии под руинами более поздних зданий были найдены остатки сооружений, среди которых оказался и дворец Ахава. Раскопки проводила экспедиция Британской школы археологов под руководством Джона Уинтера Кроуфута.
Комментарий эксперта:
От дворца остался лишь фундамент, сложенный из идеально подогнанных друг к другу каменных блоков. В плане это типичный восточный дворец той эпохи: открытый двор и двухэтажное здание вокруг. Во дворе вырыт пруд площадью 50 кв. м. Но главное - в ходе раскопок были обнаружены обломки костяных облицовочных плиток, вырезанных древними мастерами. Стало ясно, что стены дворца Ахава не состояли целиком из слоновой кости, а были ею облицованы. Вот почему в Библии он называется «домом из слоновой кости».
Дворец сыграл роковую роль судьбе царской четы. Однажды Изавель задумала расширить территорию при дворце. Но её планам мешал виноградник, расположенный рядом и принадлежавший человеку по имени Навуфей. Ахав хотел выкупить виноградник у Навуфея, но тот отказался продать землю, доставшуюся ему от предков. И тогда Изавель решила оклеветать невиновного. По ее приказу Навуфей был несправедливо обвинен в том, что хулил Бога и царя. «И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер, - говорится в Третьей книге царств. - Услышав, что Навуфей побит камнями и умер, Иезавель сказала Ахаву: встань, возьми во владение виноградник Навуфея, который не хотел отдать тебе за серебро; ибо Навуфея нет в живых, он умер».
Узнав о гибели невинного виноградаря, пророк Илия обличил неправедного царя. «Ты убил, и еще вступаешь в наследство?… На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и ТВОЮ кровь» – предрек Илия, и его пророчество сбылось. Царь Ахав был убит на войне. Когда его тело привезли во дворец, к колеснице сбежались собаки, чтобы слизать с нее пролившуюся царскую кровь.
Комментарий эксперта:
Находка Дворца доказала историчность событий, описанных в Священном Писании. Более того, она неожиданно помогла понять еще один библейский текст – книгу пророка Амоса, жившего столетием позже Ахава. Царский дворец в то время ещё существовал. Пророк Амос обличал тех, кто нежится на роскошных ложах и предрекал, что скоро «исчезнут домы с украшениями из слоновой кости». После раскопок в Самарии стало ясно, что эти слова относятся к двору царя Аахава.
Время неумолимо стирает города и царства. Их участь - служить фундаментом для будущих эпох. Вот и Дворец Ахава оказался под более поздними постройками времен расцвета Римской Империи. Свершилось то, о чем предупреждал пророк Амос. Но образ «дома из слоновой кости» жив и по сей день. Став символом безудержной роскоши, он на много веков пережил память о царе, по приказу которого был построен легендарный дворец.
Псалом 95. Богослужебные чтения

В память о больших победах (прежде всего, народных) пишут торжественные гимны. Ветхозаветный Израиль в этом отношении исключением не был. И царь Давид, и другие библейские авторы сочиняли радостные псалмы, в которых прославляли те или иные победы, дарованные Богом. Именно таким гимном является псалом 95-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 95.
1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.
Существует версия, что прозвучавший псалом составил царь и пророк Давид. Но, скорее всего, псалом 95-й был составлен после возвращения древних евреев из Вавилонского плена в середине 6 века до Рождества Христова. Надписи об авторстве Давида появились позднее по причине того, что по стилю псалом напоминает произведения знаменитого царя и пророка. Автор псалма усердно старался подражать Давиду. Услышанный нами текст является настоящим гимном, прославляющим величие Божие и отражающим радость от того, что вавилонский плен завершился. А значит — у древних иудеев есть теперь возможность не только вернуться на родную землю, но и построить там храм Божий. Для автора псалма такой исход представляет собой доказательство величия Господа, превосходства истинного Бога над идолами. Или как читаем мы в псалме: «ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил». Почти 70 лет евреи находились в плену у Вавилона и смогли сохранить в этих тяжелейших условиях веру в Бога истинного.
Для автора псалма данное обстоятельство является самым настоящим чудом. Подчёркивая превосходство Господа над идолами, псалмопевец призывает иные народы одуматься, признать единственного верного Бога и отказаться от неправоты язычества. Потому что рано или поздно история этого мира закончится, и наступит час суда, когда Бог будет определять судьбы человечества. Горько тогда станет тем, кто променял истинного Господа на идольский суррогат. Речь в данном случае идёт не только о древнем язычестве. В 20-м веке человечество пережило тяжелейшее искушение безбожными утопиями — попытками построить на земле царство Божие без Бога. Тут можно вспомнить и атеистический коммунизм, и попытки вывести расу сверхлюдей в Германии, и другие опыты игры в повелителей вселенной. Какими же жертвами обернулись все перечисленные эксперименты! К какой ужасающей участи приговорили себя инициаторы подобных проектов!
Псалом 95-й призывает нас не поддаваться искушению заменить Бога истинного на Его подделку. Только следуя правде Божией, Его заповедям, мы оказываемся способны отделить истину от лжи, увидеть ясным образом цель, ради которой мы призваны в этот мир. И цель эта состоит в том, чтобы жить и действовать в любви к людям через любовь к Богу. Иного пути просто нет. Всё остальное есть уклонение от истины, приводящее к горечи поражения и утрат. От чего да убережёт нас всех Господь!
Псалом 95. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 95. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 95. На струнах Псалтири
1 Воспойте Господу песнь новую! Воспой Господу, вся земля!
2 Воспойте Господу, благословляйте имя Его, возглашайте всяк день, что в Нем спасение наше!
3 Возвещайте племенам славу Его, всем народам чудеса Его!
4 Ибо велик Господь и прославлен Он, грозен для всех богов.
5 Ибо все боги язычников бесы; а Господь небеса сотворил.
6 Славословие и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его.
7 Принесите Господу дары, отцы племен, воздайте Господу славу и честь!
8 Воздайте славу имени Господа! Возьмите жертвы и входите во дворы Его!
9 Поклоняйтесь Господу во дворе святом Его! Да поколеблется пред лицом Его вся земля!
10 Скажите народам, что Господь воцарился; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она; судить будет Он народы по правде Своей.
11 Да возвеселятся небеса, и да радуется земля! Да поколеблется море и все сущее в нем!
12 Возрадуются поля и все живущие на них; тогда возрадуются все деревья дубравные пред лицом Господним;
13 Ибо Он идет, идет судить землю, судить вселенную праведно и народы — по истине Своей.
Урок доверия. Нина Юркова

Нина Юркова
Однажды во время беседы на духовные темы, которая проводилась в храме, я услышала фразу: «В трудной ситуации доверься Богу, и делай, всё, что от тебя зависит, а Господь, видя твои усилия, добавит к ним то, чего не достает для решения проблемы».
Какой простой и одновременно сложный рецепт христианского счастья: честно сделай максимум того, что можешь, а остальное доверь Господу.
Мне вспомнился случай, как я опаздывала на поезд. До отправления оставались считанные минуты, а я только вышла из вагона метро. Было совершенно ясно, что, даже если побегу, не успею за столь короткое время преодолеть путь до перрона. В отчаянии я взмолилась: «Боже, я сейчас побегу так быстро, как только смогу, а Ты задержи пожалуйста поезд хоть на несколько минут, если это возможно!» И полетела вверх по эскалатору.
Где-то на середине пути у меня закончились силы. До отправления поезда оставалось две минуты. Я в отчаянии продолжала путь уже шагом, а в голове звучала та самая фраза из духовной беседы: «Делай, что можешь, Господь добавит недостающее!»
Выйдя на перрон, с изумлением обнаружила, что поезд продолжал стоять несмотря на то, что время отправления прошло несколько минут назад. От радости прибыло сил, я побежала, и вскочила в последний вагон, ликуя: «успела!» Дедушка-проводник ободряюще улыбнулся, глядя на моё взволнованное и заплаканное лицо.
Поезд тронулся. Я смотрела в окно, и повторяла: «Благодарю! Благодарю Тебя, Господи, за этот урок доверия!»
Так часто мы не полагаемся на Бога по-настоящему, не даём Ему нам помочь. В трудных обстоятельствах предпочитаем довериться своим силам, другому человеку, или людям, но не Всесильному Богу. И как же часто это наше псевдодоверие бывает посрамлено: свои силы быстро иссякают, люди подводят, а проблема так и остаётся неразрешенной.
Но стоит лишь сказать: «Вот, Господи, я оказалась в такой ситуации, из которой не вижу выхода. Но верю, что выход видишь Ты, и попробую с Твоей помощью справиться» — и эта помощь приходит. То, что казалось запутанным, распутывается, что виделось туманным становится ясным и даже время как будто растягивается. Что невозможно человеку, возможно Богу.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение