Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 36-37
Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 1-8

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы читаем о ветхозаветных священниках, то мы зачастую склонны переносить наше представление о христианском священстве на священство Ветхого Завета. Однако это ошибка: между двумя этими видами священства нет ничего общего, кроме того, что и первые, и вторые поставлены Богом для совершения общественных богослужений. Как мы знаем, христианские пастыри отнюдь не ограничивают свою деятельность богослужением, они и проповедуют, и учат, и духовно окормляют свою паству, они управляют приходами, и делают много другого. Священство Ветхого Завета не предполагало какого-либо духовного руководства людьми в привычном нам смысле, а потому народ, формально имея пастырей, не имел никакого внятного руководства. Именно об этом сказал Христос в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 9-й и 10-й глав Евангелия от Матфея. Давайте послушаем эти евангельские слова.
01 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
02 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
03 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
04 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
05 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
06 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
07 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
08 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Ко времени Христова Пришествия в израильском обществе сложилась довольно странная ситуация: у людей было Писание, был закон, было священство, но не было тех руководителей, которых можно было бы назвать пастырями. Именно эту мысль и выразил Христос перед тем, как отправить апостолов на проповедь.
Несмотря на то, что в прозвучавшем отрывке Евангелия от Матфея мы не видим, чтобы кто-то пытался противоречить Спасителю и утверждать, что и без Него есть те, кто может руководить народом, очевидно, что в Израиле были люди, считающие себя пастырями. С точки зрения этих людей, никакой проблемы не было, как не было и необходимости в ещё одном учителе, Господь же считал иначе, и в других местах Евангелия мы можем найти мысли Спасителя о тех, кто считал себя руководителями народа: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен» (Мф. 23:16). Эти слова Господь адресовал книжникам и фарисеям, людям, которые прекрасно знали Писание и закон, однако их поработила себе гордыня, которая спровоцировала развитие лицемерия и стремления к наживе. Да, они могли бы быть пастырями народа, но пастырство подразумевает забвение себя и полную самоотдачу, оно заканчивается тогда, когда приходят гордыня, лицемерие и сребролюбие.
Сам Христос и Его апостолы (кроме, конечно же, Иуды Искариота) были свободны от этих пороков, а потому они могли вести людей за собой. Как мы знаем, апостольская миссия была очень успешной, и в конечном итоге Евангелие зазвучало по всей земле. Однако нам не стоит забывать, что те опасности, которые подстерегали книжников и фарисеев, никуда не делись, а потому гордыня может поработить себе и нас, в том числе и наших христианских пастырей.
Что можно противопоставить этой опасности? Конечно же, жизнь, устремлённую к исполнению Христовых слов. Такая жизнь немыслима без внимательного молитвенного делания, молитва же наша не должна быть сосредоточена только на нас самих и на наших близких, она должна простираться и на Церковь, в частности, на тех, кого Бог поставил пасти Его словесное стадо.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов