Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 32-33,37-38
Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 27-30

Как должен вести себя православный христианин? Есть ли какой-то стандарт поведения, кодекс, которому каждый верующий должен следовать? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 10-й и 19-й глав Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Если нас попросят представить себе, как мог бы выглядеть религиозный фанатик, скорее всего, в своём воображении мы нарисуем довольно типичный образ. Как бы этот человек не выглядел внешне, он будет думать и говорить заготовленными штампами и шаблонами. В своём поведении он совершенно не будет считаться с чувствами и мнением других людей. На каком-то этапе он обязательно разорвёт все социальные связи и убежит со своими дружками-сектантами жить в лесу и молиться колесу. Одним словом, непредсказуемый, неадекватный, возможно, агрессивный маргинал и мизантроп.
Поэтому только что прозвучавший отрывок может вызвать у читателей Евангелия глубокое недоумение. Создаётся впечатление, что Господь подталкивает нас к очень похожему образу мысли и действий. Особенно поражает тот выбор, перед которым нас сегодня ставит Христос. Он может показаться очень жестоким и бесчеловечным. Неужели Господь и правда призывает нас отказаться от своих родных и стать социальными отщепенцами? Или же Он намекает на то, что нам надо жить с близкими, но постоянно спорить с ними, доказывать свою правду, обличать, одним словом, мучить их своей религиозностью. Неужели этого от нас ждёт Бог?
В истории христианства есть случаи, когда внешне поведение святых выглядело именно таким образом. Окружающим это казалось фанатичной одержимостью. Вспоминается житие древнерусского святого преподобного Феодосия Киево-Печерского. Он происходил из знатного боярского рода и был единственным и горячо любимым сыном очень властной и амбициозной вдовы. Она мечтала о том, чтобы её отпрыск сделал светскую карьеру. Родил ей внуков. И был при ней. Всегда рядом. Но юноша вздумал мечтать о монашестве. Он то норовит с паломниками в Иерусалим убежать, то одевается, как простолюдин, а свою одежду раздаёт бедным, то вериги носит, то по ночам просфоры печёт. С точки зрения этой женщины, вся эта история — блажь, дурь и одержимость. И это несмотря на то, что она верующая христианка. Но для неё её сын — фанатик. Поэтому она идёт даже на крайние меры, бьёт его, заковывает в кандалы и силой держит около себя. Пока Феодосий тайно не убегает в монастырь послушником. Чем закончилась эта борьба, нам известно. Феодосий стал великим святым. А его мать, видя пример святости своего сына, смягчилась и приняла постриг в одном из монастырей Киева.
Перечитайте это житие. И давайте через его призму ещё раз посмотрим на только что прозвучавший евангельский отрывок. И тогда мы увидим, что в нём Господь побуждает нас задать себе вопрос. Не выношу ли я о людях, которые мне кажутся странными в своей религиозности, да и в целом в своих взаимоотношениях с Богом и окружающими, слишком быстрый суд? Не превращаюсь ли я в мать преподобного Феодосия, которая хотела, чтобы её сын верил в Бога той верой, которая понятна для неё?
И, наоборот, если мы оказались на месте Феодосия, если мы чувствуем непонимание со стороны окружающих, если близкие люди не принимают наши убеждения, спросим себя: а не бравирую ли я своей религиозностью? Не досаждаю ли я людям своей упёртостью. Не является ли моя несговорчивость просто формой протеста. Ведь есть лишь одно оправдание у странного и необычного поведения. Оно допустимо лишь в том случае, если дарит нашему сердцу мир и покой. Если в наших делах начинает сквозить забота и желание послужить людям. Наши ближние чувствуют эту любовь и ради неё принимают в итоге и нас, и нашего Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов